Руководство «Газпрома» учло ошибки, допущенные в ходе газовой войны с Украиной три года назад. Как и пообещал на прошлой неделе премьер-министр Владимир Путин, представители российского концерна отправились в турне по Европе, чтобы лично и подробно разъяснять Еврокомиссии и общественности ЕС ситуацию с газовыми долгами Киева и вероятные последствия непродления контракта на поставку газа Украине. А заодно дополнительно «поднажать» на Брюссель в вопросе о политической поддержке маршрутов поставок российского газа в Европу в обход украинской территории — «Северный поток» и «Южный поток». Во вторник делегация в составе официального спикера «Газпрома» Сергея Куприянова и помощника главы «Газпром экспорта» Ильи Кочеврина провела работу в Брюсселе, вчера — в Берлине, сегодня и завтра планируются встречи в Вене и Софии. Причем Вена в последний момент заменила Будапешт, куда делегация не смогла приземлиться из-за забастовки работников аэропортовых служб. На следующей неделе встречи в столицах других стран — получателей российского газа будут продолжены.
Представитель еврокомиссара по энергетике Андриса Пиебалгса, в свою очередь, высказал беспокойство и занял позицию воинствующего нейтралитета по отношению к сторонам конфликта. «Это может иметь негативные последствия для репутации России как поставщика газа и репутации Украины как транзитера, — заявил пресс-аташе еврокомиссара Ферран Тарраделлас Эспуни, посоветовав Москве и Киеву договориться как можно быстрее. — Мы сказали и «Газпрому», и украинским властям: Еврокомиссия не хочет видеть каких-либо проблем с поставками газа в ЕС, который идет транзитом через Украину».
Новая газовая война с Киевом вполне вероятна, поскольку «Нафтогаз Украины» задолжал за поставленный газ около 3 млрд долл. (если считать текущие неплатежи). И средств для того, чтобы рассчитаться, у украинской компании нет, и привлечь их по большому счету не у кого. Последняя встреча руководителей «Газпрома» и «Нафтогаза» Алексея Миллера и Олега Дубины во вторник завершилась ничем. Источник «Времени новостей», близкий к переговорам, сообщил, что «украинская компания ежедневно берет газ на 30 млн долл., а выплачивает по 10 млн долл. за объемы, которые получила еще в сентябре». Г-н Дубина должен вернуться в Москву завтра для нового раунда переговоров. Во вторник он вновь пообещал найти деньги. «Мы ведем переговоры с рядом банков, с МВФ, для того чтобы на эти деньги погасить свою задолженность перед «Газпромом», и все-таки остаемся на том, что мы хотели бы видеть с 1 января 2009 года прямой контракт «Газпром» — «Нафтогаз Украины», — сказал г-н Дубина. Впрочем, в российском концерне не особо верят словам украинских коллег и вовсю готовятся к вероятному прекращению поставок с 1 января.
Того накала страстей, что присутствовал в декабре 2005 года, в отношениях сторон сейчас нет. Тогда был конец первого года после «оранжевой революции», больно уязвившей Кремль, а «Газпром», воспользовавшись призывом президента Виктора Ющенко переходить на рыночные условия, впервые объявил о повышении цены на газ до европейского уровня (с 50 до 235 долл. за тысячу кубометров на тот момент). Переговоры о подписании нового контракта велись через прессу, и в весьма резких выражениях. А в 10 утра 1 января 2006 года глава «Газпрома» Алексей Миллер в прямом эфире российских телеканалов распорядился перекрыть поставки газа для нужд Украины, так как контракт с «Нафтогазом» на этот момент так и не был подписан. Киев, как и ожидалось, начал несанкционированный отбор газа, немедленно отразившийся на европейских потребителях российского газа. ЕС был в шоке, на имидже «Газпрома» как надежного партнера появилось огромное «желто-синее» пятно.
Через два дня в Москве было подписано трехстороннее соглашение, которым была сформирована схема поставок газа на Украину с участием швейцарского трейдера RosUkrEnergo (совместное предприятие «Газпрома» и украинских бизнесменов Дмитрия Фирташа и Ивана Фурсина). Согласно тем договоренностям, RUE стало эксклюзивным поставщиком газа на Украину, а функции импортера передавались совместному предприятию RUE и «Нафтогаза» — «Укргазэнерго». Правда, тогда «Газпрому» не повезло еще и из-за погоды: в России, на Украине и в Европе стояли сильные морозы, и газа для удовлетворения всех потребностей (в том числе и со стороны Европы) объективно не хватало, что еще больше усилило негативный эффект от закручивания вентиля.
Схема поставок газа с RUE и «Укргазэнерго» более или менее спокойно просуществовала до конца прошло года, когда Юлия Тимошенко, возглавившая правительство Украины после победы на парламентских выборах, объявила о ее ликвидации. Несколько месяцев противостояния в начале этого года были полны взаимных обвинений и ультиматумов. «Газпром» даже пару раз угрожал ограничить поставки, что прошло в целом незаметно из-за теплой погоды. В результате «Укргазэнерго» было исключено из схемы, а RUE и «Нафтогаз» заключили прямой контракт. Кроме того, между Юлией Тимошенко и Владимиром Путиным было заключено соглашение о переходе с 1 января 2009 года на прямой контракт между «Газпромом» и «Нафтогазом». Правда, при жестком условии — погашении задолженности за газ, которое украинская сторона благополучно не выполняет.
Ситуацию с неплатежами со стороны Украины «Газпром» пытается использовать и для продвижения двух своих газотранспортных проектов «Северного» и «Южного потока», которые имеют сложную судьбу в Европе. Как пишет газета The Financial Times со ссылкой на г-на Куприянова, «Украина становится общей проблемой для России и Европейского союза» и «блок должен был бы оказать большую поддержку двум другим газотранспортным проектам, которые идут в обход Украины: «Северный поток» и «Южный поток». По словам спикера «Газпрома», проблемы со средствами мешали «Нафтогазу» надлежащим образом поддерживать и ремонтировать украинскую газотранспортную систему. «Ситуация ухудшается каждый год, и мы весьма обеспокоены… так как некоторые проблемы могут появиться в случае увеличения давления в этот (зимний) период », — цитирует FT г-на Куприянова.
Реакция «Нафтогаза» последовала незамедлительно. Компания распространила заявление, что «ее газотранспортная система способна обеспечить бесперебойный и безаварийный транзит российского газа европейским потребителям, согласно условиям долгосрочных контрактов». Все необходимые работы производятся, утверждают в «Нафтогазе», а ежегодная программа капитальных вложений составляет 1,2 — 1,3 млрд гривен (около 600 млн долл. по нынешнему курсу). «Следует отметить, что Украина ни разу не сорвала выполнения контрактов по снабжению газом европейских потребителей», — подчеркивается в заявлении.