«Жизнь – как коробка шоколадных конфет: никогда не знаешь, какая начинка тебе попадется», – сказал Форрест Гамп. Насколько он был прав, мы начинаем понимать только теперь.
Доллар упал – доллар отжался.
Гуд-бай, Америка!.. Ты надолго?
Россия застрахована. Вернее, запугана.
Немедленно отрегулировать экономику! – Регулятор сломали.
Великая депрессия! – Не великая, просто очень большая.
Остановите поезд, я сойду! – Вы не в поезде, а в самолете.
Застегнуть ремни! Простите, я хотел сказать: затянуть ремни!
Конфликт неизбежен. Шура, вы воевать умеете?
Почему в песочнице консервы? – У нас тут, вообще-то, кризис…
Не счесть оценок и прогнозов, которыми кишат личные колонки, аналитические разделы и экономические приложения. В нынешней финансовой реальности, а вернее, запредельности, Форрест Гамп мог бы занять почетное место в ряду комментаторов и экспертов рынка.
Между нами говоря, никто из них не имеет ни малейшего представления о том, что случится в экономике через секунду. Сложнейшие модели пытаются спрогнозировать будущее на основе прошлого, однако даже самая подробная статистика лишь слегка приукрашивает довлеющую над нами неопределенность. Все чаще ведущие экономические обозреватели завершают свои статьи полусоветом-полунамеком: пока мировые рынки блуждают в тумане, не стоит делать ставки на их будущее.
В чем, собственно, дело? Почему мы не знаем, как поведут себя нами же выстроенные системы? «Проблема в сочетании слишком многих факторов», – серьезно ответят вам эксперты. Однако есть и более понятное объяснение: система больше не может работать по принципу лебедя, рака и щуки. Сегодня, в век турбоглобализации, не успеет кто-то чихнуть, как вся система начинает нервно вибрировать с нарастающей частотой. «Главная причина происходящего – человеческая природа, не вписывающаяся в рамки экономических моделей», – сказал Алан Гринспен, глава Федеральной резервной системы США. Сказал, между прочим, еще в сентябре 2007 года. Он признал также, что регуляция, как средство борьбы с кризисами, никогда не приводила к их завершению.
Дело не в том, что непредсказуемая человеческая природа заставляет нас действовать в своих узких личных интересах. Так было и в прошлом, однако сегодня ситуация резко изменилась: все мы стали интегральной системой, единым целым. Именно поэтому нам не помогают старые средства.
Сама жизнь настойчиво требует, чтобы мы привели свою природу в соответствие с новой действительностью. Вместо того чтобы повторять прошлые ошибки, давайте брать пример с успешных моделей, которые полностью себя доказали. Если речь идет об интегральности, то у нас есть немало замечательных образцов подлинного взаимодействия.
Возьмем, к примеру, человеческое тело. Оно полностью зависит от альтруистичного поведения клеток, которые его составляют. Каждая клетка работает на пользу организма, оставляя себе лишь то, что требуется для выполнения этой задачи. Фактически, речь идет о четкой закономерности: любая природная система зависит от правильного взаимодействия ее частей. Как только какая-то из них начинает приносить вред вместо пользы, остальные мобилизуются на помощь, чтобы вернуть системе равновесие.
Мы тоже не исключение. Бааль Сулам, великий каббалист прошлого века, пишет о необходимости осторожного отношения к законам природы. «Каждый, кто нарушает законы природы, отклоняется от цели, которую она поставила, и потому природа накажет его». Таково краткое описание механизмов современного кризиса, данное более полувека назад.
В суде природы не бывает апелляций, ее решения обжалованию не подлежат. А нас трудно назвать «законопослушными». «Богатей, не робей. Неважно, за чей счет», – нашептывает человеку внутренний голос, и человек радостно повинуется.
Здесь-то и заложена проблема. Представьте себе, ЧТО случится, если отдельная клетка внезапно «передумает» и начнет заботиться только о себе. Врачи дают простой ответ: раковая опухоль. Кризис – это симптом болезни, которую необходимо излечить.
Став единой системой, человечество немедленно подпало под соответствующие законы. Нам больше не «прощается» то, что раньше сходило с рук. Продолжить жить по-старому – все равно что спрыгнуть с крыши небоскреба в расчете на авось. Правила игры изменились, и теперь, вместо того чтобы использовать друг друга, нам нужно заботиться обо всех. Пока мы не решимся на это, кризисы продолжат свое шествие по планете.
Облегчить изменения в себе нам поможет действенное средство – общественное мнение. Всё станет гораздо проще, когда информационные каналы, пресса, СМИ и интернет объяснят людям, что все мы находимся в единой системе, где убыток одного – это убыток всех, а прибыль всех – это прибыль каждого. Нынешние миллиардные вливания в экономику равносильны пичканью тяжелобольного анальгетиками. А между тем нужно кардинально сменить сам подход и поставить в центре нашего мировоззрения не собственное «Я», а общество. Только общество это будет не клокочущей массой разрозненных элементов, а семьей.
Представляете: все вокруг – мои близкие родственники. Я искренне желаю счастья и помогаю всем им, а они – мне. Банки всецело нас в этом поддерживают. Так достигается равновесие между нами и равновесие с природой. Ведь в любящей семье действуют как раз те законы, которые мы нарушаем сейчас, – законы единой системы, интегральной и совершенной.
Так почему, говорите, у вас в песочнице консервы? – А это дети в кризис играют. Вот выдумщики!