После двух недель перерыва российский газ начал поступать в европейскую систему газопроводов, однако возобновление поставок топлива не восстановило доверия Евросоюза ни к Украине, ни к России. Европа поблагодарила российского премьера Владимира Путина за урегулирование газового конфликта и начала готовиться к возможным срывам поставок топлива.
Энергетическая безопасность
21 января 2009 года состоялся телефонный разговор премьер-министра Чехии Мирека Тополанека с его российским коллегой Владимиром Путиным. Чехия, с 1 января председательствующая в Евросоюзе, поблагодарила Россию от лица Европы за благополучное разрешение газового конфликта с Украиной и возобновление поставок газа. Тополанек даже пригласил Путина посетить Прагу.
Однако признательность европейских стран носит скорее символический характер — доверие к России как надежному поставщику газа Европа за последние недели утратила. И небезосновательно, ведь транзит топлива был прерван уже второй раз за четыре года. Впервые поставки газа на Украину и в ЕС были приостановлены в 2005 году. Правда тогда Европа не успела оказаться на грани энергетического кризиса, поскольку российский газ не поступал всего три дня. На этот период странам ЕС хватило собственных запасов.
Нынешняя остановка транзита нанесла куда более существенный удар по репутации России, в течение 40 лет поставлявшей в Европу газ без сбоев. В результате перерыва в поставках на грани энергетического кризиса оказались многие страны Восточной Европы, в особенности, Словакия, Болгария и Сербия. Эти три страны являются наиболее зависимыми от поставок газа, поскольку практически не имеют других источников энергии.
Остальная Европа также испугалась пустой газовой трубы, причем настолько, что в Австрии, например, до сих пор действует «кризисный газовый штаб», созданный на базе местной энергорегулирующей компании E-Control. Сроков сворачивания штаба, занимающегося контролем поставок топлива в страну и отслеживанием газовой ситуации, правительство Австрии пока не называет. При этом следует отметить, что экономика Австрии не ощутила сбоев из-за нехватки топлива. Что уж говорить об остальных странах Европы.
Зато после возобновления поставок газа в Вене несколько успокоились. Дело в том, что соседняя Словакия из-за серьезного энергодефицита собиралась вновь запустить недавно выведенную из эксплуатации атомную электростанцию «Ясловске-Богунице». К слову, это намерение стало дополнительной головной болью не только в Вене, но и в Брюсселе, где приходилось рассматривать просьбу Словакии о запуске АЭС.
Между тем, пока Чехия выражала признательность России, президент Болгарии Георгий Пырванов начал подготовку к рабочему визиту в Азербайджан, сообщает «Радио Болгария». Кроме вопросов торгово-экономических отношений, Пырванов намерен обсудить со своим азербайджанским коллегой и развитие сотрудничества в энергетической области.
Польша также стала изыскивать способы застраховаться от перебоев с поставками газа. Правительство Польши планирует к 2020 году построить одну или две атомные электростанции. Сейчас в стране нет ни одной АЭС, что делает ее еще больше зависимой от топливных поставок.
Кроме того, Польша также планирует в ближайшее время построить новый порт для приема танкеров со сжиженным природным газом (СПГ). Этот шаг позволит Польше закупать топливо, например, в Кувейте или Катаре. Хотя это будет обходится несколько дороже, чем получать газ по трубопроводу, Польша все же сможет немного подстраховаться от неожиданностей. К похожим мерам прибегнет и Хорватия, где будет возведено два газовых хранилища вдобавок к уже имеющемуся.
В то же время Румыния и Германия призвали Евросоюз обратить более пристальное внимание на вопросы энергобезопасности. При этом министр экономики Германии Михаэль Глос (Michael Glos) заявил, что в сложившихся обстоятельствах отказываться от развития самых разных источников энергии по меньшей мере не разумно.
Впрочем, за массой слов единственным практическим шагом стала рекомендация Группы газового координирования при Еврокомиссии (Gas Coordination Group) начать в Евросоюзе обязательное создание чрезвычайных запасов газа. Согласно рекомендации, этих запасов в экстренной ситуации должно хватить минимум на 120 дней. До сих пор все члены Евросоюза были обязаны накапливать только нефть, использование которой должно хватать на 90 дней.
Кроме того, Еврокомиссия может потратить 3,5 миллиарда евро на интеграцию сети газопроводов в Европе, пишет газета Handelsblatt со ссылкой на источник в регуляторе. ЕС намерен объединить газопроводы и линии электропередач Скандинавии, Польши, стран Балтии, а также Румынии, Словакии, Австрии и Венгрии.
Между тем, о готовности подать иск в отношении страны заявила сербская газовая компания Srbijagas. Промышленные компании Болгарии, экономика которой понесла ущерб в 120 миллионов долларов, тоже намерены взыскать с Украины компенсации за недопоставки газа, сообщает РИА Новости.
Отметим, что болгарская газовая компания «Булгаргаз» намерена потребовать от российского «Газпрома» компенсировать объемы топлива, недополученные в январе 2009 года. По данным правительства Болгарии, страна недосчиталась 124 миллионов кубометров газа. К иску Болгарии также может присоединиться и Словакия.
Обходной маневр
Вскоре после срыва поставок газа в 2005 году европейский регулятор начал было активно развивать тему энергетической безопасности Евросоюза, предложив уделить особое внимание возобновляемым источникам энергии. Впрочем, с тех пор реальных шагов в этом направлении сделано практически не было, и поэтому в ходе газового кризиса Еврокомиссия стала терять авторитет.
Справедливости ради следует отметить, что Еврокомиссия как в воду глядела, когда в конце ноября 2008 года предложила общеевропейский план стимулирования экономики. В представленном документе, помимо прочего, говорилось о необходимости значительно увеличить инвестиции в совершенствование действующих сетей энергоснабжения, а также в использование возобновляемых источников энергии.
В начале декабря прошлого года Еврокомиссия и правительства государств-членов Евросоюза одобрили законопроект, предполагающий увеличение использования возобновляемых источников энергии. Этот документ находился на вялом рассмотрении европейского регулятора с января 2006 года. Согласно законопроекту, к 2020 году возобновляемые источники должны удовлетворять 20 процентов потребности Евросоюза в энергии.
Кроме того, документ предполагает сокращение выбросов парниковых газов и снижение использования классических видов энергии на 20 процентов каждый. Евросоюз также намерен увеличить долю биотоплива в своей энергетике до 10 процентов и повысить расходы на программы исследований в энергетической области на 50 процентов в год. Не исключено, что после завершения глобального финансового кризиса эти требования могут быть пересмотрены в сторону увеличения.
Впрочем, в ЕС уверены, что возобновляемые источники энергии, АЭС, сжиженный газ и биотопливо являются лишь частью решения большой задачи — обеспечения стабильного снабжения Европы энергоносителями. Поэтому сейчас в Европе стала активно обсуждаться необходимость подстраховки российских поставок другими. В первую очередь речь идет о газопроводе Nabucco.
Основными поставщиками топлива называются Азербайджан, Туркмения и Узбекистан. Газопровод Nabucco должен обеспечить транспортировку газа из этих стран прямо в Европу минуя Россию. Объем поставок, по предварительным расчетам, составит 30 миллиардов кубометров в год.
Впрочем на нынешнем этапе реализации проект Nabucco столкнулся сразу с двумя трудностями: финансовой и политической. Финансовая сторона состоит в том, что затраты на строительство Nabucco постоянно увеличиваются. По последним данным, его возведение обойдется Европе в 7,9 миллиарда евро, в то время как изначально на него планировалось потратить только 4,6 миллиарда евро.
Политическая составляющая проблемы заключается в Турции, через территорию которой будет проложена нитка Nabucco. Эта страна с октября 2005 года безуспешно пытается стать еще одним членом Евросоюза, однако Брюссель постоянно откладывает ее принятие, поскольку некоторые социально-экономические показатели Турции не соответствуют европейским требованиям.
В ходе своего визита в Брюссель 18-20 января 2009 года турецкий премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган вполне определенно дал понять, что если Евросоюз и дальше будет препятствовать вступлению Турции в ЕС, Анкара пересмотрит вопрос об участии в строительстве газопровода Nabucco. Если учесть, что особо ярыми противниками членства Турции в ЕС являются Франция и Германия, от газового кризиса практически не пострадавшие, строительство газопровода Nabucco оказалось под угрозой.
Как бы ни развивались события дальше, уже сейчас очевидно, что доверие Евросоюза к Украине и России если и восстановится, то очень не скоро — слишком холодно было без газа в Европе в январе этого года.