Новый министр финансов США Тимоти Гайтнер представил конгрессу свой сценарий борьбы с кризисом. Гайтнер, надо сказать, оставил далеко позади своего предшественника Генри Полсона. Тот на спасение экономики просил у парламентариев всего каких-то 800 млрд долларов, а сейчас речь идет уже о двух триллионах. Американский президент Барак Обама заранее предупредил конгрессменов, что без нового плана американскую экономику вытащить из кризиса будет невозможно. На что и на кого потратят эти деньги? И какие перспективы у доллара?
Главными в американской экономике являются рабочие, которые «дают жизнь» компаниям, и именно это ведет к росту всю экономику, сообщил конгрессменам Тимоти Гайтнер. Но без стабильности финансовой системы никакой рост невозможен. Банки и кредитные рынки трансформируют заработки и сбережения рабочих в кредиты, за счет которых финансируются дома, автомобили, образование и так далее.
Главное богатство — рабочие руки
Без кредитов, продолжал министр, экономика не может расти. А сегодня кредитная часть американской финансовой системы оказалась «поврежденной». Кредитные рынки, которые являются абсолютно необходимыми для малого бизнеса и потребителей, не работают. Цена кредитов настолько выросла, что стала недоступной. К этому присовокупилось резкое возрастание безработицы. По словам Гайтнера, в итоге финансовая система «работает против восстановления» экономики. Страна все глубже погружается в рецессию, и банкам становится еще хуже. И именно этот порочный круг призван разорвать новый «план Гайтнера».
— Вызов, который сейчас встречает новая администрация, тем более велик, что американский народ потерял доверие к лидерам наших финансовых институций и относится скептически к правительству, которое пользуется деньгами налогоплательщиков, — подвел Гайтнер итог усилиям прежней администрации Буша.
Далее Гайтнер перешел к базовым принципам, которые должны определять стратегию новой администрации президента Барака Обамы. Ответ на кризисный вызов должен быть всеобъемлющим и мощным. Постепенность и менее агрессивные акции лишь усугубят проблему, как это показали США в 30-х годах и Япония в 90-х.
— Когда наше правительство предоставляет помощь банкам, это оно делает не ради банков, это делается ради бизнеса и американских семей, которые опираются на банки. Это делается ради всей страны, — подчеркнул Гайтнер.
Три в одном
План финансовой стабильности, согласно предложению новой администрации, предполагает три новые программы для «чистки и усиления национальных банков».
Первая заключается в том, что банки должны пройти, по выражению Гайтнера, «стрессовый тест» и привести в порядок свои бухгалтерские книги. Деньги, которые они получат, будут предоставляться лишь при условии, что деньги пойдут на расширение кредитования.
Вторая программа предусматривает создание «Треста финансовой стабильности», а также Инвестиционного фонда, носящего как государственный, так и частный характер. И здесь впервые Гайтнер от общих рассуждений перешел к конкретной цифре. Он сказал, что стартовой суммой всех этих мероприятий будут $500 млрд, но в конечном счете эта сумма возрастет до $1 трлн.
Третья программа направлена на поддержку потребителей и предприятий. Эта «кредитная инициатива», считает Гайтнер, даст толчок вторичным кредитным рынкам и приведет к понижению процентных ставок.
Помимо трех перечисленных программ, План финансового восстановления предусматривает еще одну программу, нацеленную исключительно на проблемы домовладения. Гайтнер признал, что миллионы американцев потеряли свои дома и что эта же угроза нависла над многими миллионами людей, неспособных платить или рефинансировать свои ипотеки. Гайтнер сказал, что президент Обама предложил своей экономической команде выработать план, который разрешит этот кризис домовладельцев. Но Гайтнер добавил, что детали этого плана будут опубликованы только через несколько недель.
В тот же день до поздней ночи происходило совещание согласительных групп платы представителей и сената конгресса США по выработке совместного текста Плана стабилизации экономики. Здесь тоже возникают огромные трудности, ибо в сенате правительство пошло на определенные уступки, чтобы привлечь на свою сторону хотя бы нескольких республиканцев. Но эти уступки не по вкусу демократам, членам палаты. Сложность ситуации в том, что проект палаты не устраивает тех трех сенаторов-республиканцев, которые дали Обаме большинство.
И, наконец, что делает сам президент Обама? Он по-прежнему находится вне Вашингтона, в данном случае во Флориде, и опять-таки играет роль аутсайдера, ведущего наступление на вашингтонскую бюрократию.
Откуда деньги?
Но чем эти новые огромные вливания необеспеченных денег в американскую экономику обернутся для самого доллара? Ничем хорошим, уверены эксперты.
— Откуда они будут брать новый триллион «зеленых»? Печатать! — считает генеральный директор консалтинговой компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян. — Сам по себе план неплохой, если бы у них деньги такие были или они могли бы их занять. Но теперь многие солидные экономисты сомневаются в крепком здоровье доллара.
Америка привыкла жить за чужой счет: переоценкой активов и печатанием необеспеченного доллара. Сейчас активы рухнули, денег — колоссальный избыток. Любая другая страна при госдолге в 90% от госбюджета уже бы разорилась. Чтобы расплатиться с долгами, США нужен рост экономики в 12-13% в течение 10 лет. Даже теоретически невозможно представить такую ситуацию, уверяет Агван Микаелян.
Главная интрига — по какой цене власти будут выкупать плохие активы у банков, объясняет ведущий аналитик инвесткомпании «Файнэншл бридж» Дмитрий Александров. Если по реальной, то это приведет банки к серии новых банкротств. Если выкупать по завышенной цене, это спасет финансовые компании, но тогда не хватит $1 трлн. В итоге может быть сильное ослабление доллара, по крайней мере временное. Но и это еще ничего.
— Гораздо хуже, если начнется накачка нового пузыря на финансовых рынках. Понятно, что надолго такого роста не хватит. Сколько продлится этот подъем? Даже в лучшем случае — не больше пяти лет. Скорее всего, мы получим те же проблемы, но в гораздо худшем виде гораздо раньше, — опасается Дмитрий Александров.
Но при всех рисках «план Гайтнера» обязательно будет одобрен, считает Агван Микаелян.
— Это Россия может пять лет голодать, и ничего не случится — пойдем на дачу сажать картошку. Представить такое в США невозможно. Чтобы не было новой мировой войны, уверен, мир скинется на поддержку доллара, — заявил он. — Но Россия, самый край, к 2010 году выйдет в устойчивый рост. США в худшем случае через 4-5 лет.