Значительно проще использовать «серую схему», которая фактически легальна. Для этого и пригодятся СЭЗ.
Украинские политики наперебой высказывают разрозненные мысли о том, с помощью каких шагов стране необходимо выходить из кризиса. Как правило, ничего нового в подобных заявлениях нет. Они по-прежнему лоббируют то, что выгодно приближенному к ним бизнесу, либо то, что очень хорошо знакомо им самим. К инициативам такого разряда относится и начинание Виктора Януковича по воссозданию СЭЗ на территории Украины.
20 февраля Виктор Федорович заявил, что «конечно, нужно возвращаться к этому опыту, нужно сейчас давать территориям такие права, которые позволят им реализовать возможности на территориях». Он подчеркнул, что такие зоны с приоритетным развитием и инвестированием в 2000-ных годах были одним из выходов в кризисный период для страны, позволяющим привлечь дополнительные инвестиции и создать механизмы реализации инвестиционных проектов. Янукович отметил, что создание специальных экономических зон в Донецкой области позволило привлечь более 3 млрд. долларов в экономику области.
Собственно, возврат Виктора Федоровича к старым идеям не является чем-то необычным. В «Партии регионов» традиционно выступают за подобные схемы стимулирования регионального производства. Причем видение СЭЗ у «бело-синих» является более либеральным по отношению к бизнесу, чем, например, у Виктора Ющенко и тем более Юлии Тимошенко.
Поэтому неудивительно, что в условиях кризиса лидеру Партии регионов пришла в голову мысль пропиарить систему СЭЗ. Во всем мире снижают налоговое давление и упрощают жизнь бизнесу. Страны, куда развитей, чем наша, например Греция, всеми силами пытаются «завести» дополнительные иностранные инвестиции, чтобы удержаться на плаву.
Украине это также придется делать, рано или поздно. Поэтому реинкарнация идеи льгот закономерна. Единственный «непонятный» момент – зачем внедрять льготы в рамках ограниченных зон, а не целой страны. Но это уже вопрос к политикам, а к «кошелькам» из их окружения.
За идеей восстановления СЭЗ вряд ли стоит лишь мысль о необходимости стимулирования депрессивных регионов. Всю свою сознательную историю, большинство «зон» использовалось в Украине для «серых схем» по ввозу импорта. Сейчас самое время вспомнить о прошлом и начинать выстраивать что-то подобное в будущем.
Напомним, что с недавних пор в стране ввели 13% надбавку на автомобили, говядину, свинину, мясные субпродукты, рыбу, икру, вино, крепкий алкоголь, одежду, обувь, белье, кухонные плиты и вытяжки, газовые колонки и отопительные котлы, насосы, вентиляторы, холодильники и морозильники, электрические водонагреватели и другую бытовую технику. Это, скорее всего, далеко не последний шаг украинских властей по ограничению импорта в страну с целью выровнять экспортно-импортное сальдо. То есть, несмотря на возмущенные крики европейских политиков и разбирательства ВТО, Украина будет закрывать свой внутренний рынок.
В результате, на порядок вырастет интерес околовластных бизнесменов к возможности контрабанды и «серых схем» по ввозу импортной продукции. С контрабандой все понятно – большой риск, серьезные люди и договоренности. Расценки вырастут, а объемы будут контролироваться.
Значительно проще использовать «серую схему», которая фактически легальна. Для этого и пригодятся СЭЗ. Ведь именно через них в страну можно завозить, например, мясо, не уплачивая дополнительных платежей в бюджет.
Это пока что такие действия, кажутся, не выгодными из-за общего затишья в стане импортеров и курса валют. Но ситуация когда-то да стабилизируется и импорт в любом случае вернется на рынок в том же объеме. Причем, чем дешевле будет товар, тем лучше для продавца, маржа которого упадет до неприличия. Тот, кто будет контролировать «черные дыры», через которые будут идти «серые потоки» импортного товара, будет контролировать одну из наиболее прибыльных «тем» Украины в период кризиса.
Поэтому нет ничего удивительного, что идея о восстановлении «зон» зазвучала из уст лично Виктора Януковича. В данном случае игра стоит свеч, а труды лоббирования окупятся после получения результата.