Главная » Компании » Сколько платят россияне за имидж своей страны

Сколько платят россияне за имидж своей страны

Дурные отношения России с Западом в буквальном смысле бьют по карману российских налогоплательщиков. Каждое новое обещание послать в какую-нибудь компанию «доктора» или предложение сделать обрезание в Москве, равно как и менее изощренные выпады чиновников в адрес своих или чужих, обходятся россиянам в круглую сумму. Только за последние 2,5 года правительство России потратило млн на услуги PRагентств в Вашингтоне. И это — только в США. В особенностях российского лоббизма на Западе разбирался The New Times.

Интересы российского правительства в США и Европе сегодня в основном лоббируют три крупные PR-фирмы — вашингтонские Ketchum и Washington Group, а также Gplus Europe со штаб-квартирами в Лондоне и Брюсселе. Все три компании являются дочками международного гиганта Omnicom Group, специализирующегося на рекламе и PR-услугах. Стоит отметить, что согласно американскому законодательству (Акт о регистрации иностранных агентов 1938 года) все компании, занимающиеся в США лоббизмом в пользу иностранных компаний или государств, два раза в год представляют в министерство юстиции отчеты о суммах контрактов и оказанных услугах. Информация является публичной. Европейским лоббистам повезло больше — компании не обязаны раскрывать деталей сделок и называть имена клиентов.

Демократизация. Недорого

Как свидетельствуют документы минюста США, российское правительство обратилось к услугам дорогостоящих консультантов во время подготовки саммита G8 в СанктПетербурге в 2006 году. Незадолго до его начала с резкой критикой в адрес России выступил вице-президент США Дик Чейни, обвинивший российские власти в сворачивании с демократического пути. В ответ в Кремле решили вернуться на стезю демократии путем заключения контракта на $2 млн с американской PR-компанией Ketchum и ее европейской «сестрой» Gplus Europe, чтобы те поспособствовали улучшению образа России в ходе предстоящего саммита. Заказчик остался доволен — десант в составе 25 сотрудников Ketchum организовал десятки интервью российских первых лиц с западными журналистами и совместно с BBC обеспечил онлайн-трансляцию саммита. Стоит оговориться, что ВВС за это денег не получала. «Западные СМИ ни в коем случае не делают это за деньги, весь вопрос в хороших отношениях. Россия, подписывая контракт с Ketchum, покупает у нее возможность использовать те отношения, которые компания имеет на Западе, — объяснил в интервью The New Times известный политтехнолог Сергей Зверев. — Это нормальная практика, поскольку с западными людьми лучше договариваться западным людям. Мы для них всегда будем чужими, поскольку ходили в разные садики, окончили разные школы и носили галстуки разных университетов». За проделанную во время саммита работу Ketchum получил две престижные международные награды — «Лучшая PR-кампания года в мире» и приз американского PR-сообщества. К слову, Ketchum является одной из крупнейших PR-фирм в мире, среди ее клиентов в основном бизнес-гиганты — Fedex, Kodak и другие. С некоторых пор также — «Газпром».

Лоббисты Маккейна

Задавшийся «служебный роман» с российским правительством обеспечил Ketchum в январе 2007 года подписание двухмесячного контракта на сумму $845 000. Согласно документам, речь шла о предоставлении PR-услуг, лоббировании и поддержке контактов с ведущими американскими СМИ, среди которых такие гиганты, как CNN, The New York Times, The Wall Street Journal. Собственно лоббированием стала заниматься Washington Group, лоббистское крыло Ketchum в Вашингтоне. Как следует из информации с официального сайта Washington Group, компания предоставляет самый широкий спектр консультационных услуг, требующий доступа в американскую администрацию, Сенат, палату представителей или ведущие think-tanks, включая центр Вудро Вилсона, институт Хадсона, Центр Карнеги, институт Кеннана и другие. До прошлого года компанию возглавляла бывший конгрессмен-республиканец от штата Нью-Йорк Сьюзен Молинари, принимавшая активное участие в предвыборной кампании Джона Маккейна. С недавних пор главой стал один из ее основателей Джон О’Ханлон, как указано на сайте — эксперт с 25-летним стажем лоббирования. Среди других лоббистов Washington Group — экс-советник Маккейна по экономике Карлос Бонила, а также известный фандрайзер Республиканской партии (в том числе и для кампании Маккейна) Мелисса Эдвардс. В число клиентов фирмы входят такие гиганты, как Deutsche Bank, Nokia, Ernst and Young, Microsoft, Merrill Lynch, Siemens. Согласно списку на официальном сайте, единственное государство, чьи интересы лоббирует Washington Group, — Объединенные Арабские Эмираты. Российская Федерация по неизвестной причине в числе клиентов не указана. В Washington Group комментировать свои связи с российским политическим руководством отказались.

Чай, кофе, потанцуем?

Контракты стали следовать один за другим, и за два последних года Ketchum и Washington Group заключили с российским правительством сделки на общую сумму $8 076 200. Политтехнолог Станислав Белковский уверен, что суммы, оговоренные в контрактах, на практике могут быть намного больше. «Помимо того, что получает сам Ketchum, еще должны учитываться интересы собственно лоббистов, — говорит политтехнолог. — Есть целый ряд схем, позволяющих избегать американских правил отчетности в области лоббизма и пиара. К примеру, если какой-нибудь конгрессмен что-то пролоббировал, потом его дочь может случайно возглавить газовую компанию».

Среди предоставляемых Ketchum и Washington Group услуг — участие и мониторинг всевозможных мероприятий по российской тематике в уже упомянутых think-tanks, подготовка встреч российских официальных лиц с представителями Белого дома и Конгресса США, помощь в организации Питерского экономического форума и Валдайского клуба (Ketchum предварительно встречается с американскими участниками клуба и сопровождает их на протяжении всего форума), подготовка встреч российских политиков и бизнесменов с их иностранными коллегами во время Всемирного экономического форума в Давосе.

И все же основной акцент делается на поддержании постоянных контактов с влиятельными американскими конгрессменами и сенаторами, в первую очередь отвечающими за внешнюю политику, а также ведущими СМИ. «На счету Ketchum и Washington Group — неоднократные встречи российских первых лиц с бывшим сенатором, а ныне вице-президентом Джо Байденом, конгрессменами Элси Хастингсом и Стени Хойером, сенатором Ричардом Лугаром», — говорит эксперт Монтерейского института международных исследований Александр Меликишвили. Компании участвовали в подготовке визита бывшего госсекретаря США Кондолизы Райс и министра обороны Роберта Гейтса в Москву в октябре 2007 года, а также визитов в США первого вице-премьера Игоря Шувалова, помощника президента Аркадия Дворковича, пресссекретаря президента Натальи Тимаковой.

«Ясно, что тот же Ketchum — важное звено во всей этой истории, но далеко не главное. Такие люди, как Герхард Шредер или Сильвио Берлускони, тоже являются крупными пиарагентами России, — говорит Белковский. — Я сам два года назад присутствовал на лекции Шредера в Берлине, где он рассказывал о путинской России как о царстве демократии».

К слову, представители Ketchum консультируют созданный с подачи властей Институт демократии и сотрудничества. Эта организация стала своеобразным «ответом Чемберлену» — как реакция на критику Запада по поводу многочисленных нарушений прав человека. Российский институт занялся мониторингом нарушений прав человека в США и Европе. Возглавивший представительство в НьюЙорке политолог и член Общественной палаты Андраник Мигранян стал частым гостем мероприятий, проводимых Ketchum. «Кроме этого, Кремль через «Газпром» подпитывает целый ряд иностранных политологов, в основном русского происхождения. Сидя на Западе, они дают комментарии внешне нейтральные, но де-факто улучшающие имидж России», — говорит Станислав Белковский, отказавшийся назвать имена этих политологов.

Человек года

Согласно отчетам, представленным министерству юстиции США, за последние два года Ketchum организовал десятки интервью российских первых лиц с ведущими западными СМИ, включая Дмитрия Медведева, Алексея Кудрина, Сергея Лаврова, Аркадия Дворковича, Игоря Шувалова, Олега Митволя. Среди медиа, с которыми PR-компания поддерживает постоянные контакты от имени своего российского клиента, — CNN, ABC News, Fox News, The New York Times, The Wall Street Journal, New Yorker, BusinessWeek, Newsweek, агентства Bloomberg, Reuters и Associated Press. К примеру, согласно последнему декабрьскому отчету, Ketchum организовал интервью Владимира Путина с Мэтью Чансом из телекомпании CNN. «Это достаточно обычная для нас практика. В нью-йоркском офисе Ketchum у нас есть постоянный контакт — Пол Коуэн, который все время поддерживает с нами связь, — говорит глава московского бюро The New York Times Клиффорд Леви. — Часто, когда нам необходимо связаться с высокопоставленными людьми в Москве, мы обращаемся именно в Ketchum. Отношения носят неформальный характер. Коуэн часто звонит нам, спрашивает, как дела, просит, не задумываясь, звонить в случае, если нужна помощь». По данным американского центра PR Watch, опубликованных в журнале The New Republic, именно Ketchum добился того, чтобы журнал Time в 2007 году назвал Человеком года Владимира Путина. В вашингтонском офисе компании эту информацию не прокомментировали. «Наша цель — наладить общение между российскими официальными лицами и иностранными журналистами по наиболее важным для России вопросам, тем самым увеличивая открытость и прозрачность их деятельности в глазах мировых СМИ», — заявил в интервью The New Times вице-президент Ketchum Мэт Стернс.

С середины 2007 года список клиентов Ketchum и Washington Group пополнился еще одним — российской государственной компанией «Газпром». На их услуги газовый гигант ежемесячно тратит $250 000. Кроме этого $100 000 в месяц «Газпром» платит дочерней компании той же Omnicom Group — Gavin Anderson.

Наутро случилась война

Августовские события в Южной Осетии сказались на деятельности PR-компаний с явной пользой — это лишь добавило им работы и соответственно прибыли. Теперь их услуги стали носить явно политический характер. Так, согласно отчету, представленному в министерство юстиции США в конце декабря 2008 года (регистрационный номер 5758), уже на следующее утро после вхождения грузинских войск в Цхинвали сотрудники Washington Group во главе со Сьюзен Молинари связались с конгрессменом, членом Комитета по международным делам Илеаной Рос-Лехтинен, конгрессменом Джо Кроули и на тот момент сенатором Джо Байденом. В офисе компании эту информацию комментировать не стали. Позже консультанты распространили среди конгрессменов заявление российского правительства о «грубых нарушениях норм международного законодательства со стороны Грузии» и что «виновные понесут наказание, которое они заслуживают». Согласно финансовым отчетам (пункт 14, страницы 17–18), в период с июля по декабрь 2008 года Ketchum и Washington Group получили от своего российского клиента заметно больше, чем за такой же период в 2007 году — $2 829 600 против $1 965 000. Все это — деньги российских налогоплательщиков. «Отдельная строка бюджета на подобную пиар-деятельность не предусмотрена, это может скрываться за любой из статей — финансирование услуг сторонних организаций, финансирование мероприятий для обеспечения деятельности президента или правительства, выплаты независимым экспертам, — сказала в интервью The New Times депутат Госдумы, член Комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. — Каждое ведомство, будь то президентская администрация или правительство, имеет подобные статьи расходов. Сложно сказать, о каких суммах точно идет речь — из самого бюджета мы этого не видим. Чем дальше, тем менее прозрачно все становится, и нам все сложнее понять, что скрывается за такими статьями бюджета. Можно, конечно, направить депутатский запрос, но невозможно же это сделать по всем статьям».

Окно в Европу

Основным лоббистом России в Европе является одна из крупнейших в Евросоюзе промоутерских компаний Gplus Europe. Фирма представляет интересы как российского правительства, так и «Газпрома». Согласно европейскому законодательству, компания не обязана предоставлять деталей своих контрактов, поэтому суммы сделок не раскрываются. Но тот факт, что из 49 сотрудников Gplus в Брюсселе 28 ранее работали в Европарламенте, Еврокомиссии или европейских дипмиссиях, говорит лишь об одном — цена контракта низкой быть не может.

«Российская правящая элита твердо считает, что при помощи пиара можно решить любые проблемы, — уверен Белковский. — Кремлю трудно объяснить, что главным источником имиджа страны является собственно политика ее руководства».

Рецепт, казалось бы, напрашивается сам собой: не портить отношения так, чтобы потом терять миллионы долларов на их улучшение. Но мы, как известно, не ищем легких путей.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Запад ищет нестандартные пути выхода из рецессии

Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман и известный журналист Питер Кой провели обсуждение в газете New York Times на тему, когда наступит следующий финансовый кризис.