Европа объявила «крестовый поход» против индустрии поддельных товаров с оборотом под триллион долларов. Украина может оказаться на передовой линии борьбы — как производственная площадка и страна-транзитер контрафактных товаров из Китая. В зоне риска — производители пищевой, химической и косметической продукции.
А почему у вас на куртке Puma перепрыгивает через полосы Adidas? — Вы что, не знаете? Это же совместное предприятие!» Это — реальный диалог на одном из рынков Украины. Но, как правило, подделки, изготавливаемые в Украине, очень высокого качества. Евросоюз в панике — на его территорию ввозится поддельная продукция с логотипами ведущих европейских фирм по демпинговым ценам. Еврокомиссар по торговле Мандельсон не бывает дома из-за постоянных командировок, связанных с защитой европейских брендов, — пишет «Инвестгазета».
В списке стран, производящих подделки для ЕС, Украина недавно заняла девятое место. По количеству поддельной одежды и продуктов питания мы на пятом месте, по парфюмерии — на втором. Европа бьет тревогу, а в Украине полная тишина. О размерах проблемы можно только догадываться, статистических данных нет.
На заре украинской эры борьбы с подделками один крупный украинский завод по производству стройматериалов решил повысить свои продажи. И вместо того, чтобы начать широкую рекламную кампанию, пошел другим путем: закупил в Турции точные копии упаковочных материалов известной европейской компании и начал продавать свою продукцию под этой маркой. Подействовало: продажи «взлетели» в несколько раз.
Причина такого поведения стара как мир, ведь подделка продукции — едва ли не один из самых выгодных видов незаконного заработка. Все просто. Вкладывать деньги в раскрутку товара не надо, да и бороться за его качество смысла тоже нет. Покупатель поверит имени.
Брать всю вину только на себя государство не собирается. Эксперты-теоретики утверждают: «Защита торговой марки является неотъемлемым элементом промышленной и торговой стратегии любой компании». Но практика свидетельствует о другом. Ведь одна из основных причин нынешнего расцвета подделок в Украине — это нежелание самих производителей бороться с ними!
Как такое может быть? Одни компании просто не понимают значимости брендов, а другие — не спешат раскошелиться для защиты собственного имени. Ведь борьба с подделкой — удовольствие не из дешевых. Для эффективной борьбы с нелегальным промыслом компании в Украине нужно содержать целый штат юристов, проводить маркетинговые и социологические исследования и т. д.
Открыть глаза Украине на тайный мир подделок смог Вашингтон. В 2001 году США без сожаления включили нашу страну в приоритетную (читай — самую опасную) категорию своего зловещего «Списка 301». Сегодня по пути «священной войны» с фальшивой продукцией решил пойти и ЕС. На количество украинских подделок лазерных дисков, «гуляющих» по странам Евросоюза, Брюссель жалуется уже давно. Но лишь недавно Украину угораздило попасть в еще один, на этот раз европейский «черный» список. В ноябре прошлого года мировые эксперты включили Украину в десятку крупнейших стран-производителей контрафакта.
СПРАВКА
Кабинет министров Украины утвердил целевую государственную программу по защите прав потребителей на 2008-2011 годы.
Об этом на пресс-конференции сообщила премьер-министр Украины Юлия Тимошенко. «Я хотела бы, чтобы правительство начало серьезную стратегию контроля и ответственности всех производителей питьевой воды, а также продуктов питания в отношении качества», — отметила она.
Как сообщает УНИАН, Госпотребстандарт должен в трехмесячный срок разработать проект Целевой программы для обеспечения эффективной защиты прав потребителей путем:
1) разработки новых и приведения действующих законодательных и нормативно-правовых актов в соответствие с документами ЕС в сфере защиты прав потребителей;
2) защиты внутреннего рынка от опасных и неподобающего качества товаров (работ, услуг);
3) распространения среди населения, в частности, через систему заведений образования, знаний законодательства о защите прав потребителей;
4) улучшения материально-технического и методологического обеспечения исследований товаров с целью предотвращения и выявления фальсификации, и т.п.
Кроме того, Концепцией предлагается скоординировать действия органов исполнительной власти и местного самоуправления относител
ьно обеспечения эффективной системы надзора и контроля, которая бы гарантировала потребителям приобретение лишь качественных товаров, оперативной системы информирования граждан об их правах и реальном состоянии дел на потребительском рынке.
В Украине подделывают все: одежду и обувь, парфюмерию и косметику, продукты питания и алкоголь, мобильные телефоны… Джинсы D&G за 150 грн., духи Burberry за 90, сумки Lui Vuitton за 500. Любители контрафакта закупают кофе подешевле у производителя, заполняют им упаковку, в которую расфасовывается более дорогая продукция той же марки, и продают по более высокой цене. Шьют спортивные костюмы в подвалах и реализуют под лейблом Puma и Adidas. Другими словами, «липовая» индустрия широка и разнообразна. Король этой индустрии — товары широкого потребления.