Сами переговоры о том, что наша ГТС будет «интегрирована в европейскую», противозаконны и должны повлечь за собой реакцию Генпрокуратуры, а то и уголовную ответственность.
Наши эксперты — Леонид Гусак и Сергей Лозунько — об итогах состоявшейся 23 марта в Брюсселе Международной конференции ЕС — Украина по инвестициям для модернизации украинской газотранспортной системы:
Модернизация украинской ГТС потребует более млрд. Большую часть этих средств Киев получит от Европы в виде долгосрочного кредита на льготных условиях.
На конференции Юлия Тимошенко говорила также о необходимости инвестировать в украинскую ГТС и все 5,5 млрд. долл.
Но в 2004 г. НАК «Нафтогаз Украины» уже подписала соглашение с Deutsche Bank (Германия) об открытии кредитной линии на сумму $ 2 млрд. сроком до 10 лет, а в первом квартале 2005 г. привлекла кредит ABN AMRO Bank N.V. (Голландия) на сумму $ 150 млн. сроком на 3 года.
В конце 2005 г. было подписано еще одно соглашение с Deutsche Bank об открытии кредитной линии на сумму EUR2 млрд.
Все эти кредиты привлекались в основном на модернизацию отечественной ГТС.
Вопрос: где они, все эти вышеуказанные средства, и что на них модернизировано?
Зная, как в Украине высокопоставленные чиновники умеют «использовать» кредитные средства, предположим, что половина ушла на «президентско-парламентско-премьерские согласования».
Оставшуюся половину «освоили» 'люб? друз?': силами собственных и семейных фирм и фирмочек в рамках „тендеров о госзакупках“, о которых слагают легенды. Плюс „Мерседесы“ с массажными креслами, семейные чартерные рейсы на различные праздники, фотомодели-снегурочки для празднования Нового года, по несколько премий в месяц за „напряженный труд“ и т. д. и т. п. Вот и вся модернизация.
И вот новые предполагаемые кредиты, и снова „на модернизацию“. Декларация стала очередным шагом „оранжевого“ режима по „сдаче“ украинской ГТС Западу. Сначала была „украинско-американская хартия“, в которой „модернизация украинской ГТС“ уже была названа одним из ключевых пунктов, а теперь подключили еще и Европу.
При этом положения кредитных договоров „Нафтогаза Украины“ предоставляют возможность кредиторам в случае неплатежа со стороны компании после получения соответствующего решения в иностранных судах обратить взыскание на основные активы компании, к которым относится и газотранспортная система Украины.
Кроме того, подписанная Украиной декларация с ЕС прямо и недвусмысленно предполагает среди прочего также реорганизацию „Нафтогаза“.
Однако и обусловленная декларацией реорганизация „Нафтогаза“, и возможность будущих кредиторов в случае неплатежеспособности НАК обратить взыскание на активы компании являются открытым попранием закона „О трубопроводном транспорте“, принятого Верховной Радой 6 февраля 2007 г.
Этим законом однозначно запрещается реорганизация (слияние, присоединение, создание общих предприятий, деление, выделения, преобразование с передачей имущества или другим способом, предусмотренным законодательством), отчуждение, передача с баланса на баланс, в концессию, аренду, лизинг, залог, приватизация, осуществление других действий относительно собственности госпредприятий магистрального трубопроводного транспорта, НАК „Нафтогаз Украины“…
Таким образом, даже сами переговоры на тему о том, что украинская газотранспортная система будет „интегрирована в европейскую“, — противозаконны и должны повлечь за собой реакцию Генпрокуратуры, а то и уголовную ответственность.
Подобные вопросы может решать только тот орган, который на это уполномочен, — украинский парламент.
Опубликовано на сайте inosmi.ru: Оригинал публикации: Газета 2000