Главная » Экономика » Летний рост цен. Что подорожало за три месяца и планы на осень

Летний рост цен. Что подорожало за три месяца и планы на осень

В торговом центре и на рынках своя, не летняя, жизнь. Ценники на все товары даже изменить не успевают: вот акционные предложения, но иногда они стоят дороже, чем обещают производители… Период низкой цены закончился, и вот они — новые инфляционные ожидания собственников на маленьком стикере ценника.

Читайте также: Почему растут цены на товары массового потребления. Разъяснение Якубина

Однако, цены на рынке и в магазинах, если и обсуждаются, то не так интенсивно, как стоило бы. Все разговоры на улицах и в транспорте — о коммуналке. 

Тарифы: тема номер один

За лето прошли три волны подорожания коммунальных услуг. Из месяца в месяц Нацкомиссия по регулированию цен на энергетику и коммунальные услуги радовало украинцев своими решениями. Вслед за одобрением правительственной цены на газ НКРЭКУ повысила стоимость горячей воды и отопления, затем — холодной воды. Пока решения существовали «отдельно» от потребителей, только часть из них, самая информированная, озадачилась вопросом, сколько же теперь платить за роскошь потребления достижений цивилизации. После получения первых платежей за июль к этому обсуждению подключились остальные потребители. Ведь счет за горячую воду на несколько сотен гривен — это только пролог. Интересное — впереди, когда с наступлением холодов и отопительного сезона каждый потребитель получит счет за отопление, который вряд ли будет меньше одной тысячи гривен.

На этом фоне кажется «мелким» повышение стоимости холодной воды. Всего на какаю-то треть, как и четверть повышения цены на электроэнергию с 1 сентября. А вместе — преодоление «психологического порога» — средняя стоимость коммунальных услуг зимой, вероятно, достигнет 2000 гривен. За какие «шиши» платить по новым тарифам?

Продовольственный галоп

От роста тарифов не отстают и цены на основные виды продовольствия. Пока Нацбанк и Госстат фиксируют снижение цен на борщевой набор нового сезона, продавцы на рынках и в супермаркетах заняты постоянным обновлением цен на продаваемые овощи, и почему-то исключительно в сторону повышения.

Помимо цен на свежие овощи и фрукты растет стоимость мясной продукции, держатся высокие цены на молоко и молочные продукты. 

В свою очередь, Государственная служба статистики сообщает, что по сравнению со вторым кварталом 2015 года, рост ВВП Украины во втором квартале 2016 года ускорился до 1,3% после роста на 0,1% кварталом ранее.

По данным Госстата, индекс промышленной продукции в июле вырос до 107% по сравнению с июнем. Однако, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, июлем 2015, составил 99,8%. По оценке Госстата, годовой уровень инфляции в июле составил 7,9%.  

Политолог Алексей Якубин в росте цен отмечает психологическую составляющую — фактор неопределенности, который вынуждает продавцов закладывать повышенные риски в цены на товары массового потребления.

«Рост цен на критические товары связан с несколькими факторами. Продолжает падать производство. Несмотря на громкие заявления президента Украины, и экономического блока правительства о том, что у нас есть рост производства в двух последних кварталах (2016 года), это иллюзорный рост. Изменение подхода к учету данных привело к такой цифре экономического роста в 1%. Но в реальности подспудно продолжаются инфляционные процессы», — подчеркнул Якубин.

Он отметил, что кроме падения промышленного производства идет уменьшение экспорта, поступлений валютной выручки и увеличение гривневой массы. 

«Мы видим, что в летние месяцы сезонные товары, которые производятся в Украине и не должны дорожать, все равно дорожают. Плюс к этому добавляется фактор неопределенности. Производители, торговые сети привязывают цену товару к доллару, и стараются держать эти эквиваленты. Есть психологический фактор неопределенности, который способствует тому, что цены на потребительские товары растут. Торговые сети, которые их реализуют, закладывают в цену риски приближающейся осени, возможных скачков валютного курса — все эти риски оплачивают покупатели», — отметил эксперт. 

Читайте также: Продукты осенью: что подорожает, что подешевеет? Мнение эксперта

Однако и у покупателей есть предел — их кошельки. Эксперты неоднократно предупреждали о ползучем обеднении основной массы населения, которое вынуждено сокращать расходы, так как доходы не позволяют жить на широкую ногу или — как раньше.

«Когда растет цена на продукты, которые население активно использовало, потребитель переходит на более дешевые категории или сокращает потребление или покупает уже не в сети, а на рынке, где можно найти меньше цены. Это будет означать падение прибыли производителей и торговых сетей, которые реализуют эти товары», — констатировал Якубин. 

По его мнению, это повышение в какой-то мере связано с психологическими ожидания и ситуацией экономической стагнации.

Реальность все дальше уходит от бодрых данных статистики. В отчетах Госстата, растет розничная торговля и ряд секторов реальной экономики, а в обыденной жизни глазу доступны иные картинки: кругом разговоры о высоких тарифах и безответный вопрос, чем за это платить.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

МВФ повышает в Украине тарифы на 100%

Украина столкнется с предстоящим повышением тарифов на газ и электроэнергию для граждан. В ноябре 2023 года, цены в счетах за коммунальные услуги увеличатся на 100%.