Об этом заявил директор Института трансформации общества Олег Соскин в ходе пресс-конференции «Так кому же принадлежат 11 млрд кубометров газа?». Во время своего выступления О.Соскин выделил три основных элемента украинско-российских газовых сделок 2009 года.
Первым, по словам эксперта, является контракт о покупке газа, предусматривающий поставки в объеме 40 миллиардов кубометров в этом году и 50 миллиардов в следующем. Такие объемы поставок Украине не нужны, утверждает О.Соскин.
«Таким образом, мы уже можем говорить: настоящий контракт выполнить нереально, уже даже в этом году. И там предусмотрены соответствующие санкции», — отметил эксперт.
Второй элемент — контракт на транзит газа по территории Украины в Европу. «Мы подрядились на то, что мы уже будем осуществлять транзит газа, который купили западные страны, но почему-то рассчитываться с Россией. Зачем нам это делать, если бы было логично, чтобы с нами рассчитывались те, кто купил газ у России? Нынешняя ставка оплаты — 1,7 доллара. А должны быть 4 евро. Выходит так: покупаем по мировой цене, а транзит осуществляем по советской», — отметил О.Соскин.
Третьим элементом О.Соскин назвал создание «РосУкрЭнерго» и события конца января — начала февраля 2009 года. По словам эксперта, в период с 28 января по 5 февраля 2009 года имело место заключение фиктивных договоров и формальный обмен платежками между «Газпромом» и НАК «Нафтогаз Украины» с целью изменения статуса 1 млрд кубометров газа с «транзитного» на «импортируемый», что позволило бы начать его растаможку.
«Мы с вами здесь видим чрезвычайно виртуозную схему. Можно ее по-разному называть, но то, что она сформирована так, что это не реальные контракты, а огромная финансовая операция, которые обычно называют аферами, что к этой афере причастны первые лица, чьи подписи стоят под договорами», — сказал О.Соскин.
Также он отметил большое политическое значение отношений в газовой сфере.
«Если руководители российского и украинского государства договорились по этому вопросу, то тогда это значит, что они договорились и по политическому, избирательному вопросу, президентскому вопросу! Это значит, что у России уже есть стратегический партнер, с которым она будет играть в президентской кампании», — отметил О.Соскин.