«Газпром», отказавшись поставлять газ «Нафтогазу» в соответствии с осуществленной предоплатой, потерял права на исполнение take or pay в 2018 году, считает глава «Нафтогаза» Андрей Коболев.
«От того, что они («Газпром» – ред.) … не выполнили свои обязательства, которые пересмотрел предыдущий трибунал (решение, вынесенное Стокгольмским арбитражом в декабре – ред.), это автоматически означает, что они не смогут больше требовать от нас в этом году take or pay», — сказал Коболев в эфире «5 канала».
По его словам, для российской компании это обойдется в сотни миллионов долларов. Коболев также заявил, что Киев не обязан выкупать четыре миллиарда кубометров газа у «Газпрома».
«Это действия «Газпрома», которые противоречат контракту, которые противоречат решению трибунала, которые противоречат духу отношений клиент-поставщик, и которые, я думаю, будут стоить «Газпрому» многих политических проблем в Европе», — подчеркнул Коболев
Стокгольмский арбитраж в среду вынес решение по спору «Газпрома» и «Нафтогаза» в отношении контракта на транзит газа. Суд взыскал с «Газпрома» в пользу «Нафтогаза» 4,637 миллиарда долларов в качестве компенсации за недопоставку газа на транзит через Украину, а с учетом предыдущего решения — по контракту на поставку газа — российская компания должна выплатить меньше — 2,56 миллиарда долларов. «Газпром» заявил о несогласии с последним решением.
Глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев уже заявил, что компания предпочла бы получить 2,56 миллиарда долларов, которые «Газпром» должен перечислить по решению суда, деньгами, но готов обсудить и другие варианты.
Кроме того, в четверг зампред правления «Газпрома» Александр Медведев заявил, что «Газпром» получил от «Нафтогаза» средства на оплату поставок газа в марте, однако вернул их из-за несогласованного дополнительного соглашения к контракту, поэтому поставки «Нафтогазу» с 1 марта осуществляться не будут. Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев заявил, что на Украине в связи с этим может возникнуть дефицит газа из-за холодов.
Президент Украины Петр Порошенко поручил «Нафтогазу», Генпрокуратуре, Минюсту и МИДу добиваться ареста активов «Газпрома» в случае, если российская компания не выплатит компенсацию по решению Стокгольмского арбитража в сумме 2,56 миллиарда долларов.