Главная » Экономика » Энергетическое самоубийство Лукашенко

Энергетическое самоубийство Лукашенко

Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что в ответ на новые экономические санкции Беларусь может прекратить транзит нефти и газа в Европу.

В интервью агентству Reuters Лукашенко предупредил власти Евросоюза, что им не следует прислушиваться к США и вводить экономические санкции в отношении его страны, поскольку Минск отреагирует на это крайне жестко. Президент соседнего с нами государства напомнил, что через Беларусь идет половина нефти, половина нефтепродуктов и тридцать процентов газа. После этого белорусский лидер предложил Евросоюзу подумать над его нынешним поведением в отношении белорусских властей. Лукашенко сравнил политику ЕС с политикой железного занавеса, проводимой СССР в отношении Запада.

Не лишним будет напомнить, что до этого момента использовать энергетическое «оружие» по отношению к Западу позволяла себе не только Москва. Белорусский лидер не первым из лидеров постсоветских стран отважился использовать транзитное положение своей страны, через которую из России в Евросоюз тянутся нефтяные и газовые трубы, в своих внешнеполитических целях. Достаточно вспомнить более чем прозрачные намеки правительства Тимошенко в марте текущего года относительно отбора сибирского газа, идущего в Европу, исключительно для украинских потребностей.

Угрозы, прозвучавшие 14 мая 2008 года из уст президента Лукашенко, вполне могут быть воплощены в жизнь. Через Беларусь проходят газопровод Ямал-Европа и нефтепровод Дружба, причем последний является ключевым маршрутом прокачки нефти из России в ЕС. В лучшие годы по нему проходило до семидесяти процентов российской нефти.

На позицию Лукашенко негативно отреагировала Москва, подтверждение чему стало заявление российского премьера Владимира Путина о том, что России следует реализовать проект нефтепровода БТС-2, по которому российская нефть должна политься в Европу в обход территории союзного Москве государства.

К сожалению, пока что неизвестна реакция высшего политического руководства Украины и на заявление Лукашенко, и на заявление Путина. Скорей всего сколько-нибудь вразумительной реакции так и не последует. Киевская элита уж слишком увлечена очередным выяснением отношений между Президентом и Премьером, чтобы обращать внимание на такие «мелочи» как фактическое начало энергетического противостояния между Минском и ЕС, а возможно и между режимами Лукашенко и Медведева-Путина.

Мы уже писали о том, что Украина поступает, не вполне мудро, отождествляя свою политику на белорусском направлении с той политикой, которую проводит ЕС в отношении далеко не безупречного белорусского лидера. Ситуация со свободой слова и собраний в Беларуси далека от идеала, однако национальные интересы Украины должны быть предпочтительнее для киевских политиков чем такие абстрактные понятия, как «права человека» и разбитые носы белорусских оппозиционеров. Поддержка волюнтаристских, но вполне понятных и прагматических устремлений Лукашенко сможет дать Киеву дополнительные козыри в энергетической войне против Москвы и дополнительные шансы для мягкого шантажа господ из Брюсселя. К сожалению, по отношению к Западу, украинская элита демонстрирует практически единодушный сервилизм, а уже упоминавшаяся мартовская игра мускулами является скорее исключением, еще больше подчеркивающим неутешительное для украинцев правило – теперешние правители Украины проводят стопроцентно прозападную политику, игнорируя собственные государственные (но не личные!) интересы.

Без украинской политической и дипломатической поддержки, очередная фронда белорусского президента обречена на провал. Запад, как США, так и ЕС будут давить на Лукашенко московскими руками. Принимая во внимания, непростые отношения белорусского лидера с политическими наследниками Ельцина, не сложно предположить, что подобное давление будет оказано с прытью, рвением и некоторым садистским удовольствием. Не стоит сбрасывать со счетов и традиционное прозападное лобби в самой Белоруссии. Политики, исповедующие смесь умеренного белорусского национализма с неолиберализмом, конечно же, активизируются. А если добавить то, что Лукашенко давно и прочно враждует с «хозяевами планеты», то можно только подивиться самоубийственной смелости белорусского президента.

Надежды Лукашенко на то, что Брюссель будет напуган его ультиматумом, безосновательны. ЕС имеет на крайний случай альтернативные источники нефтеснабжения и два рычага давления на официальный Минск – Москву и белорусскую оппозицию. Украина заступаться за Лукашенко не намерена, азиаты и латиноамериканцы для Брюсселя не страшны, Сербия практически раздавлена. Разговор с позиции силы у Лукашенко не получиться. Он не сможет приостановить транзит нефти и газа в Европу, а если и отважиться на подобный шаг, то такая энергетическая блокада ЕС продлиться не больше двух-трех дней. Запад очень быстро приведет в действие де стабилизационные механизмы – от мягкого дипломатического давления до уличных беспорядков. Не исключено, что на этом этапе, Киев проявит интерес к белорусской фронде, но исключительно по указанию Брюсселя как дополнительный гневный голос в адрес «последнего диктатора Европы».
В подобных условиях нам остается либо бесконечно долго и не менее риторично сетовать на отсутствие эффективной внешней политики в нашем государстве, либо наблюдать за тем, как с политической карты мира исчезает реликтовый государственный режим. Это исчезновение не будет тихим и «бархатным», что сулит для любителей экстремальных моментов в политике не мало интересного, поучительного, да и просто зрелищного материала.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Просчёты ЕС и США привели к росту цен на дизельное топливо

Цены на дизельное топливо в Соединенных Штатах достигли исторического максимума, вызвав удивление даже в контексте растущей стоимости сырья. В США, стоимость дизеля поднялась выше отметки в 140 долларов за баррель, и подобный рост также отмечен в Европе.