Комиссар Европейского cоюза (ЕС) по вопросам внешних связей и европейской политике соседства Бенита Ферреро-Вальднер заявила в среду, что в будущем от России могут потребовать компенсировать Грузии ущерб, причиненный во время военного конфликта в августе 2008 года.
«Россия не будет присутствовать на конференции доноров, но, я думаю, что придет время, когда вопрос возмещения ущерба также должен быть затронут», — цитирует украинское агентство УНИАН выступление Вальднер перед депутатами Европарламента в Страсбурге. Она также отметила, что открытым остается и вопрос проведения международного независимого расследования причин и хода российско-грузинской войны в августе этого года. Правда, Вальднер призвала депутатов не драматизировать ситуацию – помочь решить возникшие после войны вопросы должны международные консультации в Женеве.
У российских экспертов заявление Бениты Ферреро-Вальднер вызвало удивление. «Это личное мнение госпожи Вальднер», предположила в интервью «Росбалту» руководитель европейского отделения Института демократии и сотрудничества Наталья Нарочницкая. «Это лишний раз доказывает, что в ЕС достаточно сил, которые категорически не хотят принимать неопровержимые факты агрессии со стороны Грузии», — добавляет она. Однако «Россия руководствуется в этих вопросах как раз такими неопровержимыми доказательствами, а также теми договоренностями и оценками, которые указаны в межправительственных документах, в частности в плане «Медведев-Саркози»; и официально признано, что ее действия «были реакцией на агрессию Грузии».
«Со своей стороны хочу добавить, что Институт демократии и сотрудничества в Европе, в частности, его парижское отделение, — пристально следит за происходящими событиями вокруг этого конфликта и готовит поездку туда ряда французских журналистов, которые на месте хотели бы лично разобраться в ситуации. Я считаю, что вопрос должен звучать иначе: не об ответственности России, а об ответственности, которую должна понести Грузия за гибель военных, гибель осетин, которая не оправданна никакими амбициями», — рассказала «Росбалту» Наталья Нарочницкая.
«Неясно, кто и каким образом будет оценивать этот ущерб, какие процедуры будут проведены и как быть с ущербом, который нанесла Грузия Южной Осетии», — сообщил в свою очередь корреспонденту «Росбалта» завкафедры мировой экономики ГУ ВШЭ Владимир Гутник. По его мнению, «это чисто политическое заявление и до реальных шагов дело не дойдет: по крайней мере, до тех пор, пока будет продолжаться финансовый кризис». А его эксперт считает долгосрочным. За это время мнение Евросоюза может кардинально измениться, не исключает Гутник.
Евросоюз уже сейчас фактически признает ответственность Саакашвили, заявил «Росбалту» руководитель отдела европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов. «По итогам последнего саммита было подчеркнуто, что когда ЕС говорит о непропорциональной реакции со стороны России, речь идет только о реакции», — поясняет он свои слова. Так что Россия, которая «считает Грузию агрессором и полагает, что Грузия спровоцировала конфликт и несет полную ответственность за его последствия», — никогда не согласится на требования ЕС, да у нее и нет в этом необходимости.
По мнению Данилова, «госпожа Вальднер отвечает на существующие запросы некоторых стран-участниц Европейского союза о том, что Россия должна нести ответственность, причем не только политического, но и вполне конкретного характера». Он напоминает, что «вопрос о возможных санкциях звучал еще накануне саммита Евросоюза 1 сентября».
Однако реальных последствий от таких заявлений ждать не стоит: «ЕС пытается тем самым успокоить наиболее резких критиков России», поясняет Данилов. Он не исключает, что некоторые силы в Евросоюзе хотели бы «оставить этот вопрос в подвешенном состоянии», чтобы «он после начала переговоров (о заключении соглашения о партнерстве между Россией и ЕС) использовался как инструмент определенного давления » на Москву. Однако продуктивным это не будет, резюмирует Данилов.
Необходимо отметить, что Евросоюз из-за общей рыхлости его властных структур регулярно выступает в своих контактах с Россией как нечто неоднородное. Сегодня в Москве, и об этом говорят эксперты, прекрасно понимают, что заявление Бениты Ферреро-Вальднер — это в худшем случае — ее личное мнение, а в лучшем — просто попытка успокоить недоброжелателей России внутри Евросоюза, которые требует поднять вопрос о компенсациях Грузии уже сейчас. Так что серьезная реакция на это заявление из Кремля вряд ли последует. Хотя такие заявления явно создают негативный фон в двусторонних отношениях накануне вероятного возобновления переговоров о заключении соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС.
Иван Преображенский, Анна Еремина. Росбалт