Россия выделила Белоруссии стабилизационный межгосударственный кредит объемом млрд. Средства будут перечислены двумя траншами по млрд — в 2008 и 2009 годах. Детали предоставления кредита еще обсуждаются, но Белоруссия надеется, что они будут сходны с прошлогодними условиями (напомним, в 2007 году стране было выделено ,5 млрд под низкий процент с отсрочкой платежа на 5 лет). Чтобы создать своеобразную «подушку безопасности», белорусские власти также обратились за помощью к Международному валютному фонду (МВФ).
Межгосударственный кредит выгоден союзным государствам как с экономической, так и с политической точки зрения. Россия предоставляет Белоруссии льготный кредит, чтобы та смогла оплатить дорожающий газ. При этом российские власти рассчитывают, что в знак благодарности инвесторам из РФ будут предоставлены наиболее привлекательные белорусские активы. Минск же стремится к пересмотру соглашения с «Газпромом»: резкое подорожание газа уже негативно сказалось на белорусской экономике, «поспособствовав» двукратному ускорению инфляции, а также замедлению темпов экономического роста.
«Политика России – повысить финансовую зависимость белорусской стороны от российских финансов и кредитов. В то же время, политическое решение о повышении цены на газ смягчается рядом мер, в том числе и положительным решением о предоставлении кредита», — заявил «Росбалту» руководитель научно-исследовательского центра Мизеса АЦ «Стратегия» Ярослав Романчук. «Обращает на себя и способ вливания российских инвестиций в белорусскую экономику. Обычно размер кредита определяется, когда известна цена. Сейчас мы наблюдаем обратную ситуацию – решение о выделении средств принято, а цена на газ будет сформирована только к концу году», – отмечает эксперт. По его мнению, хотя цены на газ еще не сформированы, уже очевидно, что российского кредита Белоруссии будет недостаточно — именно поэтому белорусская сторона запросила еще $2 млрд у МВФ.
Кредитно-газовую увязку отмечают и другие эксперты. «Россия будет дотировать белорусскую экономику из соображений обеспечения безопасности транзита углеводородов», — считает член совета Ассоциации политических экспертов и консультантов Кирилл Коктыш. «Через Белоруссию проходит транзит нефти на $80 млрд, а газа – на $25-30 млрд. Понятно, что Россия не заинтересована в дестабилизации белорусской экономики — даже не в силу соображений какого-то «высокого» порядка, а из элементарных соображений безопасности собственного нефтяного экспорта», – пояснил эксперт в интервью «Росбалту». По мнению Коктыша, «до той поры, пока не будет построен БТС-2 (а его ввод намечен на 2011 год), Россия будет дотировать белорусскую экономику — не шикарно, но ни в коем случае не давая ей попасть в ситуацию дестабилизации ».
О недостаточности российского стабилизационного займа, по мнению аналитиков, свидетельствуют резкий рост отрицательного сальдо внешней торговли Белоруссии, дефицит текущего баланса, а также ряд вынужденных мер, которые пришлось предпринять Нацбанку (к примеру, только за сентябрь ему пришлось распродать около $500 млн из золотовалютных резервов страны). Давление на курс белорусского рубля заставляет власти обращаться к международным организациям.
При этом некоторые эксперты считают, что ситуация в белорусской экономике далека от критической. В частности, руководитель общественной организации «Аналитический центр «Стратегия» (Минск) Леонид Заико считает, что у Белоруссии нет необходимости в российском кредите. «В настоящее время белорусская экономика вполне справляется собственными силами и не нуждается в дотациях, но правительство боится каких-то непредвиденных осложнений и поэтому, на всякий случай, решило взять кредит», — отметил эксперт в интервью «Росбалту».
С ним согласен и экономист Александр Готовский. «Действия властей в данном случае вполне логичны для решения долгосрочных вопросов, — отметил он в интервью «Росбалту». — Если говорить о предыдущем кредите, то его не использовали, зато он повысил доверие к белорусской экономике как у резидентов, так и у иностранных инвесторов. Это был психологический ход в преддверии повышения цен на газ, чтобы развеять опасения в стабильности белорусской экономики как со стороны населения, так и со стороны субъектов хозяйствования. Доверие было сохранено, проблем на сегодняшний день с резервами (даже несмотря на отрицательное сальдо внешнеторгового баланса) в республике нет ».
По мнению Готовского, обращение за кредитами к России и МВФ можно рассматривать как желание поддержать определенную стабильность — «это обычная мировая практика». «Не стоит опасаться и за рост внешнеэкономического долга: Белоруссия еще далеко до порогового критического уровня», — отметил он. «У страны есть ряд вопросов краткосрочного характера (к примеру, цены на газ) и долгосрочного – привести экономику в порядок, чтобы обеспечить высокий рост доходов населения. Причем проблемы долгосрочного характера будут касаться не столько модернизации экономики в плане технического обновления производства и оборудования, сколько в плане выстраивания современных конструктивных экономических отношений — создания торгово-логистических центров, применения маркетинговых стратегий, развития сетевой торговли », — пояснил эксперт. «Естественно, раз страна начинает какие-то изменения, нужны дополнительные меры по обеспечению надежности, на случай возникновения непредвиденных критических обстоятельств. Поэтому логичный шаг белорусской или любой другой страны — обратиться в данной ситуации к международным организациям, чтобы обеспечить большую стабильность для экономики», — добавил Готовский.
В целом, по мнению многих экспертов, кредит увеличит формальную зависимость Белоруссии от России. Неформальная же зависимость – от ресурсов — существует уже достаточно давно. Российская сторона рассматривает подобные финансовые вливания в качестве одного из шагов на пути к экономической интеграции, а также реформированию структуры внешнеэкономической деятельности. Очевидно, что Белоруссии удастся с наименьшими потерями преодолеть негативные последствия высоких цен на энергоресурсы, если она активизирует сотрудничество с РФ во всех сферах.