Определяющим фактором в накоплении запасов угля на складах теплоэлектростанций (ТЭС) является максимальное сохранение режима тишины на Донбассе, уверен член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.
Ранее оператор энергетической системы Украины компания «Укрэнерго» заявила о росте запасов угля на складах ТЭС. Запасы угля с 29 августа по 7 сентября выросли на 10% — с 910 тыс. т до 1 млн. т угля. В частности, запасы угля-антрацит выросли почти на четверть (24%) — с 353 тыс. т до 439 тыс. т.
«Тенденция начала сентября и имеющаяся информация об увеличении объемов поставок угля на складах ТЭС дают основания считать, что до конца октября не будет зафиксировано никаких сбоев в поставках угля. Это касается как плановой работы по поставкам с неконтролируемых территорий, так и импорта угля. Безусловно, определяющим будет максимальное сохранение «режима тишины» на Донбассе», — прокомментировал Корольчук заявление об увеличении запасов угля на складах ТЭС.
«Лучше поздно, чем никогда. Такими словами можно описать подготовку к отопительному сезону в 2016-2017 г. Стремительный рост запасов угля дает основания говорить, что хоть с опозданием, но склады тепловых электростанций будут наполняться. Можно сказать, что во власти никто не захотел получить проблемы во время отопительного сезона, а потому были сделаны организационные выводы», — добавил Корольчук.
По его словам, темпы роста запасов угля с конца августа очень высокими и дальше будут расти. Согласно реалистичных планов до 1 ноября будет достигнуто общих запасов в 2-2,2 млн тонн, из них — 1 млн. т дефицитного антрацита, но достичь поставленной правительством цели в 2,8 млн тонн скорее всего так и не удастся.
«Правительство рассчитывает на два фактора — изменение энергобаланса и сокращение потребления электроэнергии. В течение летнего периода произошло перераспределение мощностей, задействованных при производстве электроэнергии. Тепловые электростанции увеличили свою долю до 35%, что также повлияло на планирование запасов угля. Также сыграло роль дальнейшее сокращение потребления электроэнергии. Только за I полугодие 2016 г. Украина сократила потребление электроэнергии на 4 млрд. кВт-ч. И энергорынок, соответственно, будет и в дальнейшем требовать меньший объем угольной продукции», — отметил аналитик.
«На фоне кризиса с поставками угля появились панические настроения, что увеличение запасов газа в подземных хранилищах связано с недостаточными запасами угля. Мол, зимой будут сжигать дорогой газ. В то же время, причиной накопления как минимум 17 млрд. куб. м газа в ПХГ является следствием требования Еврокомиссии к «Нафтогазу» достичь компромисса с российским «Газпромом». И это стратегический провал, который допустил «Нафтогаз», когда в мае этого года принял решение ограничиться запасами газа на уровне 14,5 млрд. куб. м и провалил работу с закупкой импортного газа», — подчеркнул Корольчук.
При этом, напомнил эксперт, европейские кредиторы сформулировали четкую позицию, что зимой не должно произойти нецелевое использование накопленного природного газа, в том числе его использования для производства электроэнергии на ТЭС.
«Поэтому сейчас баланс газа и угля является разделенным. Ответственность за каждый из сегментов несет «Нафтогаз» и Минэнерго. Соответственно, дополнительные запасы газа не рассматриваются как резерв для тепловых электростанций. И предположение, что объемы закачки газа будут увеличены из-за недостатка угля на складах ТЭС, не соответствует действительности. И тем более газ пока не рассматривается как резервное топливо для ТЭС вместо угля», — добавил Корольчук.
По его мнению, возвращение правительства к практике накопления необходимых запасов газа (17-19 млрд. куб. м) является проявлением здравого смысла. «Предыдущие зимы показали, что в «Нафтогазе Украины» злоупотребляли практикой безапелляционной веры в теплую зиму, а также вечной надежды на политическую и финансовую помощь Еврокомиссии», — отметил эксперт.