Минэкономразвития вновь повысило прогноз по темпам роста цен в 2008 году – на этот раз чиновники предполагают, что инфляция составит не больше 11,8 процента. Поверить им сложно – прогноз по инфляции только в течение последних месяцев повышался уже несколько раз, и каждый раз чиновники уверяли, что выше этой планки цены не поднимутся. В России есть два типа прогнозов: одни заведомо занижены, а другие, наоборот, специально завышены. Первые нужны, чтобы потом всплеснуть руками и воскликнуть: «Ай да молодцы! Переработали план на 25 процентов». Так в России, например, поступают с прогнозами на доходы бюджета – в условиях высоких цен на нефть «на бумаге» они всегда оказываются гораздо меньше, чем на самом деле.
Инфляцию в России предсказывают по второму виду прогнозов, который заключается в том, чтобы сначала назвать всех устраивающую, но нереалистичную цифру, а потом постепенно ухудшать и ухудшать прогноз. Чиновники как бы пытаются заговорить цены, но те, естественно, на уговоры не поддаются.
Исключением не стал и 2008 год. Изначально, еще в середине 2007 года, когда верстался первый в истории России трехлетний бюджет, предполагалось, что цены в России в 2008 году вырастут на семь процентов.
О том, что таких цифр достигнуть не удастся, стало понятно все в том же 2007 году, когда инфляция по итогам 12 месяцев составила 11,9 процента при плановом показателе в восемь процентов. Тем не менее, чиновники все еще верили в невозможное: в течение осени 2007 года они не раз заявляли, что темпы роста цен могут не превысить девять процентов.
При всем том правительство Виктора Зубкова старалось снизить показатели по инфляции «здесь и сейчас», не особенно задумываясь о том, каким образом эта макроэкономическая проблема будет решаться в дальнейшем. В частности, чиновники пошли на замораживание цен на социально значимые продукты питания. «Разморозиться» они должны были сначала 1 февраля. Потом срок был перенесен на 1 мая, и эта «разморозка», безусловно, внесла свой вклад в инфляцию 2008 года.
Впрочем, до поры до времени прогнозы чиновников все равно оставались оптимистичными. Еще в апреле 2008 года министр финансов Алексей Кудрин говорил, что темпы роста цен удастся сдержать в рамках однозначной цифры, то есть оставить ее ниже 10 процентов. Такое в новейшей истории России случалось лишь однажды – в 2006 году правительство неожиданно для всех взяло и выполнило свой собственный прогноз по инфляции в девять процентов.
То, что достигнуть уровня 2006 года не удастся, оказалось ясно практически в самом начале года: по итогам первого квартала цены выросли почти на пять процентов. Правительство при этом не то чтобы бездействовало, но спешить – явно не спешило. В декабре 2007 года стало известно, что специальный план мероприятий по борьбе с инфляцией, разработанный Минэкономразвития, предполагал «удар по ценам» только в середине-конце 2008 года. А в апреле стало известно, что все придуманные чиновниками министерства законопроекты попадут в Госдуму только в третьем квартале 2008 года, а когда будут приняты – вообще неизвестно.
Вялая борьба с инфляцией привела к тому, что темпы роста цен практически не снижались, из-за чего пришлось снова повышать прогнозы. В середине июня Центробанк впервые заявил, что, скорее всего, цены поднимутся на 12 процентов и, следовательно, превысят прошлогодний показатель.
Минэкономразвития с таким заявлением соглашаться не спешило. Однако в июле все-таки сдалось: по данным ведомства Эльвиры Набиуллиной, цены за год вырастут на 11,8 процента. Такой прогноз привлекает внимание своей точностью – обычно в правительстве предпочитают давать прогнозы с точностью до процента. Педантичность министерства объясняется просто – в Минэкономразвития подчеркивают таким образом, что инфляция в 2008 году составит меньше, чем в 2007-м, когда цены выросли на 11,9 процента.
Для того чтобы выполнить этот прогноз, необходимо, чтобы за второе полугодие инфляция составила не больше, чем три процента, или по полпроцента в месяц. Для этого нужно будет постараться. Несмотря на то, что в июле, августе и начале сентября темпы роста цен заметно снижаются из-за того, что дешевеют продукты питания, в ноябре и декабре они вновь ускоряются – частные и государственные организации сводят в это время бюджеты, и с охотой расходуют неиспользованные предусмотренные годовым бюджетом средства. А почему так? Причин у резкого роста потребительских цен так много, что всех их перечислить просто невозможно. Поэтому укажем лишь на некоторые из них.
Во-первых, резкий рост цен на нефть во всем мире привел к удорожанию топлива и, следовательно, вообще всего, что производится, ведь товар надо не только сделать, но еще и доставить до потребителя. В России цены на бензин стали расти ничуть не меньше мировых, даже несмотря на статус «нефтяной сверхдержавы».
Во-вторых, сразу после резкого скачка цен на нефть выросли и цены на торгующиеся на бирже основные продукты питания, в частности, на пшеницу. России даже пришлось в срочном порядке вводить экспортные пошлины на зерно – таким образом удалось оставить часть пшеницы внутри страны и избежать ее дефицита.
В-третьих, как неоднократно указывали российские чиновники, в России недостаточными темпами развивается собственное производство, из-за чего многие товары закупаются за рубежом. Это означает, что инфляция в России во многом зависит от ее торговых партнеров, в первую очередь из Европы, где темпы роста цен побили рекорд со времен введения евро. Кроме того, на отдельных рынках в России недостаточно развита конкуренция, из-за чего монополии получают возможность устанавливать такие цены, какие захотят.
Ну и наконец в-четвертых, из-за повышения цен на нефть в федеральный бюджет и в многие российские компании поступают дополнительные прибыли. Тратятся они не только на инвестиционные проекты, но и на повышение зарплат. Следовательно, у граждан оказывается больше свободных денег. Многие из них спешат тут же их потратить, рождая на рынке спрос и, следовательно, способствуют повышению цен.
Большинство из названных причин роста цен носят общемировой характер и правительству России с ними справиться в одиночку просто невозможно. Однако хоть немного изменить ситуацию властям вполне по силам. Весь вопрос в том, какие способы борьбы с инфляцией они выберут. Судя по последним сообщениям, чиновники предпочитают «силовой» метод – в середине июля стало известно, что к борьбе с ростом цен подключилась Генпрокуратура…