Главная » Финансы » Миллиарды Тимошенко схоронили у размытой дороги

Миллиарды Тимошенко схоронили у размытой дороги

В последний день июля, в 9.53, кортеж премьер-министра Украины выехал с территории Кабмина на улицу Институтскую. Юлия Тимошенко отправилась представлять в парламенте проект своих изменений в бюджет, призванных спасти Западную Украину от последствий разрушительного наводнения.

Еще накануне ожидалось, что эту работу выполнит и.о. министра финансов Владимир Матвийчук. Однако в парламент поехала лично Тимошенко, и причины этого стали вполне ясны тогда, когда сделалась вполне понятна цена вопроса: более 25 миллиардов гривен.

Столько же — разумеется, без учета инфляции — Украина когда-то получила от перепродажи «Криворожстали». Где Юлия Владимировна тоже принимала самое непосредственное участие.

Тимошенко как стихия

Проводить заседание депутатам пришлось в несколько экстремальных условиях. В сессионном зале Рады приостановили ремонт, и народным избранникам пришлось заседать среди лесов, затянутых целлофаном и сеткой.

По этой причине прессу не пустили на ее законный балкон, предложив довольствоваться трансляцией заседания на телеэкране в кулуарах. Но фотокорреспонденты умудрялись отснять интерьер обновляемого парламента едва ли не через замочную скважину.


Для большего понимания депутатами их миссии спикер Арсений Яценюк объявил при открытии внеочередного заседания минуту молчания, а министр МЧС Владимир Шандра сообщил, что его ведомство насчитало уже 30 жертв стихии.

После этого 439 депутатов из 441 зарегистрированных без лишних дискуссий одобрили указ Президента о введении чрезвычайной экологической ситуации на ряду украинских территорий (полный перечень городов и районов тут).

Юлия Тимошенко начала свое выступление из сообщения, что по ее заданию Министерство экологии подняло «архивы», и в этих архивах выяснилось, что подобного стихийного бедствия Украина не знала «где-то на двести лет назад».

То же самое перед ней сказал и Шандра, но теперь было ясно, кто приказал провести такие необходимые подсчеты.

Со слов Тимошенко выходило, что и возможности для борьбы с бедствием у ее подчиненных были ненамного лучше, чем могли бы быть при раннесоветских, а то и позднецарских, временах.

— Абсолютно правильно было сказано, — обратилась премьер к оппозиции — что восстанавливать разрушенное нам нечем, потому что вся техника была продана много лет назад!

Позже в кулуарах «заклятый друг» Тимошенко Нестор Шуфрич каждому желающему будет рассказывать по этому поводу, что еще в прошлом году профильный завод в Луцке «произвел триста единиц техники для спасателей», а «в этом году должен был произвести пятьсот» (депутат с особой гордостью будет отмечать, что часть машин заказала Российская Федерация). Но сейчас, скажет Шуфрич, завод не работает из-за того, что «кто-то» хочет его разорить и купить.


К сожалению, виновных в этом безобразии Шуфрич так и не назовет.

Что же касается Тимошенко, то она в своем выступлении не забыла объяснить: по Бюджетному кодексу, законопроект о бюджете подает исключительно правительство. Именно поэтому ее подчиненные направили их проект бюджетных изменений сначала не в ВР, а Президенту. В сопроводительном письме чиновники просили Виктора Ющенко подать их законопроект как безотлагательный.

Однако Виктор Ющенко и не подумал прислушаться к пожеланиям правительства, и это была первая интрига «паводковой» сессии. Ведь параллельно с правительственным проектом бюджетных изменений в ВР поступил и проект президентский. Именно он был определен главой государства как безотлагательный и, следовательно, должен был первым рассматриваться в сессионном зале.

Выступая с парламентской трибуны, первый заместитель главы Секретариата Президента Александр Шлапак доходчиво разъяснил, что правительственный документ президентскому и в подметки не годится.

— Количество средств, которые зафиксированы в президентском законопроекте — 4 миллиарда 90 миллионов гривен. Они взяты из подсчетов и актов, которые поданы областными государственными администрациями, и которые согласованы с двумя ключевыми министерствами — Министерством чрезвычайных ситуаций и Министерством региональной политики, — рассказывал господин Шлапак. — этасумма отличается почти на 1,5 миллиарда от той, которую предлагает правительство!

Если верить представителю Банковой, Кабмин не то, чтобы был жаден — просто там имели дело не с теми людьми.

— Вчера на бюджетном комитете выяснилось, например, что по Ивано-Франковской области правительство предлагает цифру в 480 миллионов. Эта цифра взята даже не из официального письма областной администрации, а из электронного документа, который направлен правительству в оперативном режиме в субботу руководителем местного подразделения чрезвычайных ситуаций! — объяснял Шлапак.

По его словам, уже на следующий день соответствующая цифра выросла до 708 миллионов. Впрочем, ясно было, что правительство (с точки зрения Секретариата Президента) сделало ошибку не арифметическую и даже не управленческую, а сугубо политическую.

Тетя, дай миллиард!

Изучив некоторые далеко не тайные документы, и пообщавшись с депутатами, установил три основных причины противостояния в парламенте, который вообще-то должен был бы объединиться из-за невиданного стихийного бедствия.

Этими причинами были не масштабы бюджетных изменений, и даже не то, кто покажет себя большим спасителем пострадавшего люда.

Первая и главная проблема была — источники средств, которые следовало направить на ликвидацию последствий трагедии и компенсации пострадавшим.

Вторая — кто будет распоряжаться этими средствами.

И третья — желание Кабмина хотя бы частично утвердить на внеочередной сессии те изменения в бюджет, которые не удалось утвердить в июне — и, соответственно, нежелание Секретариата это позволить.

Малейшая ловкость рук позволила корреспонденту еще в начале парламентского заседания получить, в частности, копии измененных законопроектов о бюджетных поправках, подготовленных правительством и президентским секретариатом, а также — вывод научно-экспертного управления ВР по обоим данным документам.

Там же нашлись и рекомендации бюджетного комитета, который накануне рассматривал эти предложения в авральном режиме.

Главнейшие цифры таковы: еще 30 июля правительственный законопроект предусматривал на указанные цели в целом 2,339 млрд. 400 тыс. гривен. В то время как президентский — 4 млрд. 920 тыс. грн.

Но эти цифры еще мало что говорят о причинах битвы, развернувшейся в ВР 31 июля. Первый и главный casus belli заключался в том, что у Виктора Ющенко наконец учли многократные заявления Юлии Тимошенко о невиданном увеличении доходов бюджета во времена ее премьерства (этот рост нынче составил порядка 30 миллиардов гривен).

Даже с учетом инфляции, это — огромные средства. И именно их на Банковой предложили, образно говоря, утопить в бурных водах галицких рек.

Зато в Кабмине решили, что чрезвычайная ситуация требует чрезвычайных мер. Поэтому в своем законопроекте правительственные чиновники повысили бюджетные поступления от НАК «Нефтегаз Украины», а главное — предложили повысить акциз на табак, пиво и этиловый спирт.

Только за счет акцизов правительство рассчитывало получить больше 3 миллиардов гривен.

Что касается проблемы № 2, то о ней, снова-таки, лучше всего скажут цифры. Когда правительство предлагало бросить на стихию 2,4 миллиарда, оно предлагало 1,48 млрд. из них предоставить Резервному фонду Кабмина. Сие означало бы, что этими средствами будет распоряжаться конкретно правительство.

Зато президентский законопроект из прописанных в нем 4,092 миллиарда оставлял Резервному фонду только 200 миллионов гривен. Львиную же долю — почти 3,1 миллиардов — предусматривалось в виде субвенций передать непосредственно бюджетам пострадавших областей.

Это означало бы две вещи: во-первых, деньги будут распределяться по пожеланиям Банковой, во-вторых, Тимошенко будет значительно труднее показать себя спасительницей западных областей от последствий наводнения.

24 миллиарда в сутки

Сторонников премьера мысль пустить по воде часть сверхплановых бюджетных поступлений просто возмущала. «Эти миллиарды у нас уже расписаны — мы что, должны их забрать у учителя, у врача?!», — гневно вопрошал журналистов лидер фракции БЮТ Иван Кириленко.

— В Украине ставка акциза на табак приблизительно в четыре раза ниже, чем в Польше, и приблизительно вдвое меньше, чем в России… Мы только предлагаем поднять ее к уровню России. Курить надо меньше!, — поддерживал его на специально созванном брифинге Сергей Терехин.

Но и эти вопросы были не единственными, которые заставили парламент рассматривать в общем легкий вопрос в течение аж шести часов.

Еще один вопрос был — «каких-то» 24,3 миллиардов гривен, которые Кабмин хотел срочно отдать украинским дорогам.


«… Правительство предлагает сегодня прямыми расходами миллиард двести из «Укравтодора», которые уже выделяются, и плюс дополнительно выделить еще 2,2 миллиарда прямыми деньгами… и плюс в том законопроекте, который предлагает правительство, 24,3 миллиардов дается право правительства предоставлять государственные суверенные гарантии под привлечение кредитов для строительства дорог, мостов, дамб и всего, что нужно, включая подготовку в ЕВРО-2012, включая транзитные сети, а главное — это еще дополнительный ресурс, которым можно управлять в процессе выяснения и безусловно направлять на ликвидацию последствий стихийного бедствия».

Так ненавязчиво Юлия Тимошенко объяснила необходимость утверждения суммы, в восемь с лишним раз превышавшей собственно ту сумму, которую ее правительство предлагало отдать на ликвидацию последствий стихийного бедствия.

Именно это и вызывало наибольшие дискуссии во время «заседания бюджетного комитета» (каковое в действительности, по словам его участников, было крупными дебатами правительственных чиновников, фракционных «бонз» и спикера Яценюка. Последний, говорят, несколько раз напоминал: бюджетным комитетом была обещанная специальная субвенция его родным Черновцам!..).

При этом, честно говоря, шок ряда депутатов, комментировавших появление в правительственном законопроекте 24 миллиардов на гарантии «Укравтодору», выглядел несколько странно.

Ведь имеющиеся в документы удостоверяют: Правительство предложило государству дать «Укравтодору» эту гарантию еще в своем законопроекте от 28 июля.

«Верховна Рада постановляº

1. внести до розділу &; Закону України «Про Державний бюджет України на 2008 рік та про внесення змін до деяких законодавчих актів України»… такі зміни:

2) У статті 13:

У частині першій цифри «800.000» замінити цифрами «24.300.000».

Вот это оно и есть. А наверху цитируемой бумажки черным по белому, арабскими цифрами, написано — 28.07.2008.

Смешнее всего в этой ситуации было даже не то, что сам же Виктор Ющенко еще неделю тому назад требовал елико возможно больше государственных гарантий для строительства «Укравтодором» дорог под ЕВРО-2012. А то, что здесь вообще шла речь о теме, продолжающейся минимум пять лет.

«Государственно-частное партнерство», — объяснил один из посвященных.

Как человек, имевший отношение к освещению проблемы в СМИ, корреспондент вспомнил: речь идет, грубо говоря, о подходе, при коем украинское государство получит от западных фирм автодороги западного качества, но должно будет долго расплачиваться за это из бюджета.

Другой вариант — сделать эти автодороги платными, но этот вариант, понимая отечественную ментальность, пока еще не осмелилась всерьез рассматривать ни одна власть.

Однако это — совсем другая история, и в общем-то неясно было, почему соответствующую тему так необходимо было продвигать именно сейчас. Желающие могут строить гипотезы.

Курильщики расплатятся за все

Сначала парламент принял — еще до полудня, до главной дискуссии — законопроект Ющенко с «поправками» фракции Партии регионов. Поправки главным образом заключались в том, что большинство средств таки будет направляться в регионы, и что парламент регулярно будет проверять расходование этих средств.

Тогда же стало ясно, что шансов провести полностью «свой» законопроект правительство не имеет. Хотя корреспондента несколько раз заверили (из разных политических лагерей), что премьера поддерживают коммунисты, которые уже поддержали ее во время попытки уволить Тимошенко, было ясно: без гарантий успеха верные ленинцы в эту игру играть не будут.

Между тем, еще утром интересную фразу сказал Владимир Литвин. «Возникает очевидный вопрос: почему всегда стихийное бедствие происходит, когда у нас у власти находится одна партия?!», — громко спросил он журналистов в кулуарах.


Было ясно, что лидер блока своего имени не имеет в виду гнев сил небесных — речь шла только о готовности госструктур к стихийным бедствиям. Но так же было ясно, что человек, говорящий такие вещи, не собирается поддерживать того (то есть ту), о ком он и говорит.

По крайней мере, не сегодня.

Так что голосов Партии регионов, НУНС и БЛ вполне хватало для принятия любых изменений в бюджет вообще без участия БЮТ.

В конечном счете стороны вышли на компромисс. Правительству не позволили предоставить 24-миллиардные гарантии «Укравтодору» и отобрали из его рук значительную часть контроля над средствами, которые пойдут на борьбу с последствиями «потопа» — но, в то же время, позволили несколько повысить акцизы на сигареты, а также добавить 1 миллиард бюджетных гривен в Аграрный фонд, а еще 400 миллионов направить на обеспечение кредитов, кои крестьяне набрали во время посевной кампании.

По мнению Тимошенко, последний шаг позволит «ликвидировать этот ужас, когда у нас в некоторых регионах монопольные трейдеры доводят цену на зерно с 1200 до 700 гривен за тонну». То есть, по идее, крестьянин после этого должен дышать немного свободнее.

Героем момента оказался человек с алмазной памятью Арсений Яценюк, попросту переставший считаться с регламентом. Вместо этого Яценюк ковал железо законов, не отходя от кассы только что достигнутых договоренностей.

— Прошу проголосовать «за» на предмет поддержки гарантии — вы услышали! — по 24 млрд., — сказал Яценюк.

То есть спикер взял — на выбор — одну из поправок к закону, уже принятому парламентом в первом чтении, и предложил ее утверждать отдельно.

«За — 175», — высветилось на табло.

То бишь поправка принята не была: для осуществления желания Тимошенко не хватило 51 голоса.

Возвысившись духом, Арсений Яценюк принялся за второй вопрос насущный: он вынес, так же отдельно, вопрос о повышении акциза на табак. Поправку поддержали 327 депутатов.

Причины этого стали понятны позже, когда Юлия Тимошенко на брифинге сказала, что таким макаром правительство получит на ликвидацию последствий наводнения лишь около одного миллиарда дополнительных гривен.

«К сожалению, в двух фракциях сидят много производителей пива и алкоголя, и они просто безумно выступают против этого каждый раз», — огорченно сказала она. Тимошенко имела в виду, что денег могло бы быть больше, если бы Партия регионов и НУНС не заблокировали повышение акцизов на пиво и спирт.

Однако здесь-таки Тимошенко обмолвилась, что акциз на табак (а значит, и цены на сигареты) правительство будет пытаться повысить еще больше — уже осенью.

Тем временем коммунисты еще попытались пойти против ситуативного большинства Ющенко, Януковича и Литвина, проголосовав за то, чтобы распорядителем части средств было лояльное Тимошенко Министерство экономики. Но это была попытка Икара: 199 голосов «за» только в очередной раз засвидетельствовали и так известные расклады в сегодняшнем украинском парламенте…

В целом, после дискуссий в Раде, сумма, выделенная на ликвидацию последствий наводнения и компенсацию пострадавшим, увеличена до 5,8 миллиардов гривен. 1,6 миллиардов из них таки пойдут в Резервный фонд Кабмина. Остальными суммами будут распоряжаться «Укравтодор», который должен ремонтировать разрушенные пути, местные органы власти, а также — лояльные Президенту Ющенко МинЧС и Минрегионполитики.

В то же время, на момент завершения материала не было известно, подпишет ли Виктор Ющенко закон о повышении акциза на табачные продукты. Если этого не случится, правительство сможет обвинить Президента в препятствии работам по восстановлению разрушенных стихией регионов.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Никакой ускоренной процедуры по вступлению Украины в ЕС не будет

Об этом заявил министр-делегат по европейским делам при Министерстве иностранных дел Франции Клеман Бон в ...