Главная » Финансы » Президент РФ обвинил Запад в обвале российского фондового рынка

Президент РФ обвинил Запад в обвале российского фондового рынка

Дмитрий Медведев в нескольких интервью зарубежным журналистам, данным сразу после признания независимости Южной Осетии и Абхазии, попытался объяснить «медвежьи» настроения на отечественном фондовом рынке нестабильностью американской экономики. Инвесторы, превратившие в августе РТС и ММВБ в самые неудачные для вложений торговые площадки во всем мире, президенту поверили. Но ненадолго.

Август еще не завершился, но на фондовых рынках последний месяц лета уже успел стать «черным». Пока многие трейдеры находились в отпусках, в России случилось столько событий, сколько в любое другое время хватило бы на год. Сначала премьер-министр Владимир Путин угрозами «зачисток» в металлургической компании «Мечел» довел инвесторов до такой паники, что они в срочном порядке начали распродавать ценные бумаги не только «Мечела», но и всех его российских конкурентов.

Потом началась война в Южной Осетии, также не принесшая фондовому рынку ничего, кроме обвала. Трейдеры опасались, что после завершения военных действий отношения России с Западом резко ухудшатся, и, следовательно, европейские и американские фонды начнут забирать средства из отечественного рынка. Опасения подтвердились почти сразу же – сначала Россия заявила о замораживании отношений с НАТО, потом выяснилось, что вступление страны в ВТО откладывается на неопределенный срок.

Все это привело к тому, что индекс РТС, еще в июне превышавший отметку в 2400 пунктов, 27 августа упал до 1560 пунктов, то есть до уровня двухлетней давности. При этом 26 августа, когда Медведев признал независимость Абхазии и Южной Осетии, РТС потерял более четырех процентов. К этому времени, как отмечает газета «Коммерсант», российский фондовый рынок стал самым дешевым в мире, если считать по соотношению суммарной капитализации к прогнозируемой прибыли эмитентов.

Из-за августовского падения РТС и ММВБ данный показатель снизился до 6,1. В начале мая он составлял 9,4, во время «дела ЮКОСа» — 8,5, а в кризисные годы после дефолта 1998 года – около 7. Кроме того, такого низкого соотношения нет сейчас даже в тех странах, в которых оно традиционно маленькое: например, в Турции (7), Венгрии ( 9,2), Южной Корее ( 9,5).

По сообщениям российской прессы, игроки на фондовой бирже, потеряв всякие ценовые ориентиры, стали ждать хоть какой-либо поддержки со стороны чиновников, так как других оснований для разворота рынка вверх они найти не могли.
Помощь пришла

Вечером 26 августа Дмитрий Медведев дал интервью нескольким мировым СМИ, где в краткой форме изложил свое видение кризиса на РТС и ММВБ. По его словам, сказанным телеканалу Al Jazeera, основным фактором, влияющим на российский фондовый рынок, является внешняя конъюнктура, то есть – мировой финансовый кризис.

В интервью французскому телеканалу TF-1 Медведев высказался еще резче. По мнению президента, значительная вина за обвал на РТС и ММВБ лежит на состоянии американской экономики, из-за которой страдает весь глобальный рынок в целом. «Поэтому, пусть там займутся улучшением экономического климата», — заключил президент.

Формально Дмитрий Медведев прав – действительно, американская и европейская экономики переживают не лучшие времена, чему виной, в первую очередь, финансовый кризис. Действительно, из-за нехватки свободных средств западные инвесторы стали забирать деньги с развивающихся рынков, чем вызвали обвал местных фондовых индексов. Кроме того, многие страны, которые не попали под прямое влияние кризиса, все же были им затронуты, так как имеют значительные торговые связи с США и Евросоюзом. В число таких государств и входит Россия.

Тем не менее, не стоит забывать, что финансовому кризису в США и во всем мире уже исполнился год, и до войны в Осетии ничто не мешало РТС и ММВБ пусть и нечасто, но устанавливать исторические максимумы. В июле-августе 2008 года положение дел в американской экономике даже улучшилось по сравнению с предыдущими месяцами: доллар наконец-то стал расти по отношению к основными мировым валютам, нефть отступила от исторических максимумов, что дало возможность снизить цены на бензин.

Несмотря на то, что все это российские трейдеры прекрасно знают, утром 27 августа, то есть сразу после выступления Медведева, РТС и ММВБ стали расти, поднявшись более чем на полтора процента. Впрочем, уже ко второй половине дня весь оптимизм на рынке закончился, и российские индексы вновь начали снижаться.

Дело в том, что временный подъем на рынке может быть объяснен не только реакцией трейдеров на слова Медведева, но и косвенным вмешательством государства в торги. Такую точку зрения высказали несколько трейдеров, опрошенных «Коммерсантом». Они отметили, что объемы торгов были нетипичными для рынка и предположили, что государство еще вечером 26 августа начало скупать через госбанки акции российских компаний. Эта мера должна была показать, что на бирже есть инвесторы, верящие в перспективу РТС и ММВБ, и даже, если это возможно, развернуть индексы вверх.
Что будет?

Многие инвесткомпании в своих обзорах российского рынка отмечают, что игроки на фондовой бирже уже потеряли ценовые ориентиры и не могут определить, сколько реально стоит та или иная ценная бумага. Это означает, что для восстановления фондового рынка потребуются такие серьезные новости, которые бы позволили инвесторам забыть и о войне в Осетии, и об охлаждении отношений с Западом.

Пока таких новостей нет, и сложно даже представить, какими они могут быть. Наверное, подобным событием могло бы стать завершение кредитного кризиса во всем мире, но его пока не предвидится. Кроме того, газета The Wall Street Journal, например, опасается, что в сентябре начнется новый этап дефицита ликвидности.

С другой стороны, когда-нибудь инвесторы должны будут осознать, что реальная стоимость акций «Газпрома», «Лукойла», «Роснефти», «Норильского никеля», Сбербанка и других гораздо выше, чем сейчас на рынке. А следовательно, их выгодно покупать, а не продавать. Как только инвесторами завладеют такие мысли, резкого роста РТС и ММВБ не избежать.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Запад ищет нестандартные пути выхода из рецессии

Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман и известный журналист Питер Кой провели обсуждение в газете New York Times на тему, когда наступит следующий финансовый кризис.