Согласно Закону “О Государственном бюджете-2008”, прожиточный минимум увеличился на 19 грн. и составил 626 грн./месяц на одного человека.
Это четвертое и последнее повышение в нынешнем году. Напомним, что с 1 января 2008 года прожиточный минимум был установлен на уровне 592 грн., с 1 апреля — 605 грн., с 1 июля — 607 грн. Таким образом, с начала года он вырос на 34 грн., или на 5,7%. В то же время, по данным Госкомстата, инфляция за первые восемь месяцев текущего года составила 14,8%, а индекс цен производителей промышленной продукции вырос на 36,5%. Комментарии излишни.
Непрожиточный минимум
Можно ли прожить сегодня менее чем на 21 грн./день? Вопрос риторический. “Бумажные” нормы питания, заложенные в Законе “О прожиточном минимуме”, далеки от реальных потребностей человека, как небо от земли, а набор непродовольственных товаров никак не соответствует запросам даже самого скромного человека.
Несмотря на то что прожиточный минимум определяется как “стоимостная величина достаточного для обеспечения нормального функционирования организма человека, сохранения его здоровья набора продуктов питания, а также минимального набора непродовольственных товаров и минимального набора услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей личности”, обеспечить это самое “нормальное функционирование” и, тем более, “удовлетворить основные социальные и культурные потребности” невозможно.
Постановление Кабмина “Об утверждении наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг для основных социальных и демографических групп населения” способно привести в уныние даже самого оптимистичного украинца. Например, взрослым и пенсионерам вообще не положены мед, соки, сосиски (видимо, как продукты, не слишком полезные для здоровья), а вдобавок пенсионеров лишили еще и сыра. Или, скажем, работающим женщинам полагается покупать одну юбку на пять лет, платье — на пять лет, свитер — на три года, а брюки не предусмотрены вовсе.
Вряд ли в эти “гениальные” нормы укладываются те люди, в чьи светлые головы они пришли, — наверняка для себя они установили совсем другие “критерии выживания”. Примечательно другое: если произвести расчет в соответствии даже с этими нормами и реальными ценами, уложиться в прожиточный минимум все равно не получится!
Куплю билет — пойду пешком
Впрочем, никаким расчетом — ни устным, ни на бумажке “в столбик”, ни даже на калькуляторе — чиновники себя не утруждают: у них других дел по горло. Долгое время на повестке дня городских властей стоял наиглавнейший вопрос: как поднять хоть какие-нибудь тарифы и при этом не очень обидеть электорат?
В общих чертах решение в голове Леонида Черновецкого по “работе” с приезжими — чтобы и волки (то есть городские власти) были сыты, и овцы (киевляне, которые будут голосовать на следующих выборах) целы — созрело давно. Правда, возникла небольшая путаница, потому что разделить жителей столицы на киевлян и некиевлян лишь в зависимости от того, ездят они каждый день на метро или не ездят, ни у одного здравомыслящего человека не получится.
Остается “за кадром” и вопрос, зачем в нынешних условиях даже коренным киевлянам покупать проездной, например, на автобус? Ведь, выходя с работы, никогда не знаешь, на чем придется ехать — на автобусе, трамвае, маршрутке, такси, а то и вовсе, постояв часок-другой в пробке, покидать насиженное место и топать домой пешком. Но не таков наш мэр, чтобы его могли остановить такие мелочи.
Остается только догадываться, что именно в конечном итоге подтолкнуло депутатов Киевсовета проголосовать за непопулярное решение повысить цены на проезд. Вполне возможно, что депутаты на досуге почитали законы и вспомнили, что с 1 октября украинцы станут на 19 грн. богаче? Так или иначе, но факт остается фактом: в ближайшее время стоимость проезда в метрополитене поднимется до 2 грн., а проезд в наземном общественном транспорте — до 1,5 грн. Чтобы не слишком злить электорат, Черновецкий в очередной раз заверил, что “киевляне не пострадают”, а начальник управления ценовой политики КГГА Василий Яструбинский посетовал, что новая стоимость проезда лишь покроет себестоимость и принесет совсем немного прибыли — 1-2%.
Серо-буро-малиновый мир сквозь розовые очки
Говорить о том, что вслед за общественным транспортом подорожает стоимость проезда в маршрутках, потом подорожает бензин, а следом потянутся цены практически на все товары и услуги, скучно и неинтересно. Очевидно и то, что вырастет количество желающих получить положенные льготы. Нетрудно посчитать, что даже учитывая “королевский подарок” в виде поднятия прожиточного минимума, бедные станут еще беднее: поднятие стоимости проезда с лихвой перекроют жалкие 19 грн.
Даже с “королевским подарком” к прожиточному минимуму бедные станут еще беднее
Размышления о том, что нынешний мэр понятия не имеет, как выглядит киевское метро в часы пик, также лишены оригинальности. Если бы нашу мэрию заставить — нет, не проехать, а хотя бы попытаться зайти в вагон метро в 8 утра, например, на станции “Дарница”! — мнение чиновников по поводу того, какие тарифы целесообразны, а какие — нет, могло бы сильно измениться.
Рядовые украинцы и чиновники только на первый взгляд живут в одном городе и дышат одним воздухом. На самом деле мы существуем в параллельных мирах: чиновники в своем виртуальном розовом мире с периодической дефляцией, постоянно растущими прожиточным минимумом и зарплатой и, наконец, замечательным общественным транспортом, в котором, как они считают, можно вполне обоснованно поднимать стоимость проезда. Рядовые украинцы живут в своем реальном серо-буро-малиновом мирке с галопирующей инфляцией, безудержным ростом цен и поездками-пытками в наземном и подземном транспорте, которые благодаря нашим депутатам теперь станут в четыре раза дороже.