Главная » Финансы » Цены на автомобили «выбрасывают белый флаг»

Цены на автомобили «выбрасывают белый флаг»

Мировой экономический кризис набирает обороты. Вот уже и курс «вечно-зеленого» поднялся лишь за несколько недель с прежнего уровня почти на целую гривню. Но это, положим, для Украины не внове – особенно с учетом трогательного единства усилий правящего истеблишмента и валютных спекулянтов, успешно облегчающих кошельки рядовых граждан ничем не обоснованными колебаниями курса. Вот и теперь, когда в самой Америке ее дензнаки стремительно теряют в цене – у нас они, почему-то, упорно растут. А чего Нацбанку стараться, снижая курс выбросом на рынок части своих многочисленных долларовых резервов? Ударившиеся в панику граждане будут вкладывать свои гривневые сбережения в «баксы» – тем самым облегчая инфляционное давление на экономику. Что, разумеется, даст хоть временное — но все-таки улучшение. За честь авторства которого потом будут до крови драться президент с премьером – в канун весьма возможных парламентских (или даже президентских) досрочных выборов.

Но поговорим лучше не об очередных успехах «смычки» доморощенных частно-государственных спекулянтов – но об объективных экономических тенденциях на современном этапе. Особенно, в сфере, без сомнения интересной немалому количеству наших сограждан – автомобильной отрасли. Нынешний кризис по размаху ведь не зря сравнивают с «Великой депрессией» 1929 года. Тогда тоже в развитых капстранах отмечалось небывалое количество банкротств, и очень серьезный спад. Поскольку же «раскочегаренную» промышленность просто так в один момент не остановишь, рабочих не уволишь – в первое время наблюдался кошмарный для рыночной экономики «кризис перепроизводства». Это когда товаров произведено больше, чем их готовы купить.

Кадры «черно-белой» кинохроники того времени показывают шокирующие кадры того, как именно пытались захромавшую экономику «выправить». Пожалуй, самыми впечатляющими из этого ряда можно считать «ролики» с выбрасыванием в реку целых барж с сахаром. А также – гигантских костров из сложенных «горкой» автомобилей. Подчеркнем – новых автомобилей, а не бэушного автохлама.

Конечно, таких же «костров» сейчас мы не увидим. Все-таки, «воротилы бизнеса» ныне уже не исповедуют идеологию рафинированно-дикого капитализма – и совершать возмутительное уничтожение продуктов человеческого труда просто так не решатся. Про наших «акул» и говорить нечего. Потратить сотни миллионов на какую-то престижную недвижимость за рубежом, в которой живут в лучшем случае несколько дней в году, они, конечно, могут. Но чтоб для «выравнивания экономики» новые автомобили жечь… Да они, скорее, за копейку удавятся. Вон, скажем, строительные олигархи – дома у них по завышенным в разы ценам никто не покупает, но никто ж «коробки» динамитом не взрывает. Правда, и реальных «скидок» на продажу не делают – предпочитая «консервацию» лишь слегка недостроенного жилья.

Однако, новостройки – штука не слишком «скоропортящаяся» – могут и несколько лет постоять до улучшения конъюнктуры. А высокотехнологичное изделие о четырех колесах – увы. Во-первых, фактор коррозии кузова и узлов двигателя и «подвески» никто не отменял. Во-вторых, автомобильная мода едва ли не более изменчива, чем вкусы ветреных красавиц. Так что, даже если какой-нибудь автомобильный «Плюшкин» решит «засолить» до лучших времен тысячи свежевыпущенных автомобилей – потом он может столкнуться с тем, что их удастся толкнуть разве что по цене металлолома. Который, кстати, этой осенью резко подешевел – что выбило последний козырь из-под апокалиптических заявлений ангажированных представителей «Укравто» сотоварищи: «Автомобили больше дешеветь не будут! Металл ведь дорожает!»

Да какой там «дорожает»: серьезные экономисты боятся экономического краха на Украине не столько по причине вздорожания российского газа – сколько именно из-за возможности критического снижения стоимости нашего металлопроката, основной статьи экспорта и наполнения бюджета. Уже сейчас у нас остановлено 17 из 34 доменных печей – а на складах скопился месячный запас готовой продукции.

Цены «выбрасывают белый флаг»

Так что пока мы наблюдаем не мифическое «подорожание» а удешевление «стальных коней». Даже в относительно благополучной Европе продажи авто упали за последние месяцы на 16%, а у нас, по многим моделям – даже наполовину. Американцы почти отказали в доверии своим «мастодонтам» – немерянно жрущим бензин «внедорожникам», всяким там «Хаммерам», «Доджам» и «Крайслерам», предпочитая небольшие экономичные машинки, чаще «б/у». Уже в августе эта «волна» докатилась и до Киева – «гибрид» «внедорожника» и «спортивного кроссовера» «Dodge Caliber» стал стоить от 24 тысяч долларов. То есть, даже дешевле, чем слегка облагороженный импортными запчастями наследник «совкового» автопрома — ульяновский джип с претенциозным названием «Patriot». Остальные «сараи» также подешевели настолько, что, порой, на разницу между старой и новой ценой можно купить какую-нибудь «Славуту» «в нагрузку».

Осень принесла «капитуляцию» и на «второй линии обороны» прижимистых украинских автодилеров. Началось порой «лавинное» снижение на модели «среднего ценового диапазона» – от 12 до 17 тысяч долларов. «Опель-классик» ЗАЗ-овской сборки впервые опустился ниже «магической» черты в 80 тысяч гривен – подешевев больше, чем на тысячу баксов. Правда, параллельно было объявлено о прекращении его выпуска со следующего года – невыгодно, запчасти дорогие.

Следующим «сдался» «Форд» – который решил не мелочиться, и сразу скинуть со своих наиболее популярных моделей по паре тысяч американских денег. Теперь самая доступная «Форд-фиеста» с двигателем 1,25 стоит всего 75 тысяч гривен. За это покупатель будет иметь две подушки безопасности, «ABS», кондиционер, стеклоподъемники, кучу других «наворотов» – на фоне расхода топлива по трассе в 4,7 л/100 км, а по городу – около 7.

После такого начинания «американцев» их украинским партнерам от авто-ЗАЗ не оставалось ничего другого, как последовать их примеру. Тем более, что значительно уступающие «Фордам» по качеству «запорожские» «Шевроле», по многочисленным отзывам очевидцев, буквально заполонили всю свободную площадь автосалонов.

Посему подчиненные г-на Васадзе сразу снизили стоимость «Chevrolet Aveo 1,6» на 6 тысяч гривен – до 65 тысяч «с копейками». После чего в ценовой политике достойных наследников «Запорожца» сложился дикий перекос. Судите сами: самый дешевый «Авео» с двигателем 1,4 л и «без ничего» начинается с 63 тысяч. А накинув всего то 2 тысячи гривен, можно получить и более мощный движок, и те же «подушки безопасности», и «ABS», и кондиционер. То есть то, что по прежней политике «ЗАЗ» обошлось бы покупателю минимум в 10-12 тысяч. А 71 тысячу стоит уже «Авео» с автоматической коробкой передач – еще полторы-две тысячи долларов «сверху» по обычной практике.

Будет ли «эффект домино»?

Так что, если начать «считать сверху», методом отнимания опций от авто с АККП, – самый дешевый «Шевроле» должен быть на уровне где-то 53-55 тысяч гривен. Но этого пока не наблюдается. Видимо, топ-менеджмент предприятия не без основания боится «эффекта домино». Ведь, если, как ни крути, но более комфортный и престижный «Авео» станет стоить на уровне обычного «народного» и порядком устаревшего «Ланоса» (51850 грн с «опелевским» мотором 1,5) — кто ж вообще будет покупать последний? А уж его самую «навороченную» версию (с движком 1,6 и множеством опций) за 65 тысяч – и подавно.

По большому счету, именно эта «интрига» и означает «последний рубеж» перед реальным удешевлением действительно доступных относительно широким слоям населения автомашин на украинском рынке. Удержит Васадзе цену на «Ланос» – все останется по-прежнему. То есть, продавцы «Лад» все так же не будут уступать покупателям ни одной копейки в сравнении с прошлогодними ценами («Семерка» — 34850, «Калина» – от 45 тысяч, «Десятка» – от 47, «Приора» – от 57). «Китайцы» особой конкуренции украинско-российскому автопрому не составят – доверие к их качеству все еще оставляет желать лучшего.

Не будут в таком случае удешевлять и так самый дешевый мини-автомобильчик качественной сборки – «Дэу-Матиз» (от 36 тысяч гривен). Ниже, кроме упомянутой ВАЗовской «семерки», отзывы о качестве которой на автофорумах порой заставляют подниматься волосы дыбом, остается только «Chery QQ» от 33 тысяч за модели прошлогодней сборки. Которая, несмотря на попытку «копирования» с упомянутого «Матиза», добротностью этого узбекского «корейца», увы, не отличается. А старая добрая «Славута» в середине лета вообще «отошла в мир иной» – ЗАЗ прекратил ее выпуск, дилеры допродают последние остатки. Так что, сейчас в Украине уже физически не осталось возможности купить новое авто за 30 тысяч гривен.

Кстати, официальной причиной прекращения выпуска, как ни крути, но единственной по настоящему отечественного автомобиля названо желание «освободить конвейер для дополнительного производства «Ланоса». Понятно, что ЗАЗу выгоднее, при сравнимой себестоимости, выпускать больше даже «Ланосов 1,4» с мелитопольским мотором – ведь цена последнего в полтора раза дороже. Впрочем, не исключено, что «славутовский» конвейер перепрофилируют под совсем новую модель – «Ланос» с двигателем от «Chery», дебютировавшего на летней автовыставке.

Формально – для ускоренного перехода на стандарт «Евро-3». Реально, разумеется – чтобы удешевить продукт еще больше, по возможности, не затрагивая «священную корову» Авто-ЗАЗа – стоимость «Ланоса» с «опелевским» движком. Весь вопрос, насколько такой «гибрид» окажется востребованным. По его качеству уже сейчас высказываются ну очень большие сомнения. Во-всяком случае, даже полный «авто-чайник», услышав от проезжающего мимо на средней скорости «Chery Amulet» звук, сравнимый с визгом слегка приглушенной реактивной турбины, всерьез задумается над выбором такого «усовершенствованного» потомка «Опеля».

Есть ли «внешние факторы» конкурентного давления на прижимистое авто-начальство из Запорожья? Есть – но маловато. Так, на днях один из дилеров «Рено» – «Арма-моторс» объявил о снижение стоимости базовой модели «Дачия-Логан» – до 10800 долларов. Причем, «изюминкой» политики французов вот уже год является оплата в гривнях с пересчетом не по грабительскому «уличному» курсу – а по курсу НБУ (4,85 грн/долл). То есть, весьма вместительный, современный и, практически, полностью французский автомобиль обойдется всего в 53 с половиной тысячи! А это уже – прямая угроза «Ланосу» с немецким мотором. К сожалению, под эту акцию попали лишь машины со склада — и только в базисной модификации. Уже на одну «ступеньку» более навороченный «Логан» будет стоить уже за 60 тысяч гривен.

Так что, пока «последний бастион» в виде ценовой политики от ЗАЗ и АвтоВАЗ, мешающей украинцам получить действительно дешевые автомобили, стоит насмерть. Но, похоже, перед «тяжелой артиллерией» в виде глобального экономического спада и кризиса перепроизводства вскоре может не устоять даже он. Что хотя бы сможет «подсластить пилюлю» этого кризиса тем из наших небогатых сограждан, которые несмотря на него, не желают оставаться «безлошадными».

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Россия перестала раскрывать информацию о счетах в иностранной валюте

Несмотря на введенные Западом масштабные санкции против России, Москве удается не просто сохранять прибыль от экспорта, а увеличивать ее. Об этом пишет агентство Bloomberg.