Нынешние выборы столичных главы и депутатов (в отличие от предыдущих, которые прошли почти незамеченными на фоне парламентской кампании) имеют все шансы превратиться на яркое шоу — как из-за зрелищности, так и из-за объемов потраченных средств. Причем окончательная сумма, которая буде потрачена отдельными кандидатами и партиями, целиком может превзойти ожидания наблюдателей.
Так, еще несколько недель назад Ассоциация избирателей Украины (АИУ) прогнозировала, что проходное место в партийном списке в Киевсовет будет стоить около 1 млн. долл. Тем не менее, совсем недавно бывший лидер бывшей партии «Яблоко», экс-«бютовец» Михаил Бродский заявил, что проходное место к Киевсовете подорожало по меньшей мере до 1,5 млн. евро.
Как рассказал спикер АИУ Александр Черненко, такое предположение является вполне реалистичным, учитывая недостаток времени и большую конкуренцию в этой кампании.
Итак, по словам Бродского, место в избирательном списке Николая Катеринчука стоит те самые 1,5 млн. евро, а вот у Виктора Пилипишина из блока Литвина — 7 млн. американских долларов.
Вообще же, как прогнозируют в АИУ, на киевскую кампанию потратят почти 100 млн. долл., в то время как предыдущие киевские выборы стоили вдвое дешевле.
Львиную долю из этой суммы должны выложить основные кандидаты на должность мэра и их партии: Леонид Черновецкий, Александр Турчинов, Виталий Кличко и Николай Катеринчук. Каждому из них придется расщедриться приблизительно на 20-30 млн. дол., которые пойдут на рекламу, содержание предвыборных штабов, задабривание избирателей народными гуляниями, продуктовыми пайками и т.п.
Еще 16 млн. 530 тыс. грн (приблизительно 3 млн. 300 тыс. долл.) будет потрачено из Госбюджета. В эту сумму, как рассказывают в ЦВК, должны входить затраты на печать бюллетеней и другой избирательной документации, публикацию предвыборных программ в СМИ, агитационные плакаты кандидатов и политических сил, которые должны быть размещены на каждом избирательном участке, услуги связи для участковых комиссий, транспорт для доставки бюллетеней и протоколов, изготовление штампов и печатей для участковых комиссий. Больше половины этой суммы — 9 млн. грн. — должны пойти на зарплату членам участковых комиссий.
О сильных, умных и красивых…
Как обычно одной из наибольших статей расходов в любой предвыборной кампании является реклама. Во-первых, на телевидении — как на важнейшей площадке. По оценкам наблюдателей, эти затраты в бюджете каждого из кандидатов и их партий должны составлять по меньшей мере по 5 млн. долл.
«В эту сумму входят затраты как на обычную политическую рекламу, так и на „джинсу“ (заказные сюжеты), „удобный вопрос“ на популярном ток-шоу, „приглашение“ в гостевую студию вечерних новостей и т.п., — говорит Александр Черненко. — Также нужно учитывать так называемую технологию контрольного пакета, когда претенденты на должность платят телеканалу не за собственную рекламу, а за то, чтобы по возможности меньше было в эфире или вообще не было рекламы конкурентов».
Тем не менее, отдельным кандидатам последнее может обойтись совсем бесплатно. Например, на муниципальных телеканалах, подотчетных Киевский горадминистрации, которые обязаны в первую очередь освещать деятельность городской власти, едва ли в равной мере предоставят рекламу конкурентов нынешнего мэра столицы Леонида Черновицкого, в то время как сам глава почти не исчезает с экранов в информпрограммах городского телевидения.
Как отмечают наблюдатели, расценки на центральных каналах украинского телевидения уже разрешают назвать телерекламу одним из самых прибыльных секторов в PR-бизнесе как по официальной стоимости услуг, так и по доходам, которые телевизионщики получают так называемым черным налом.
Так, по информации некоторых источников, удобный и «правильно» поставленный вопрос на популярном телевизионном ток-шоу стоит приблизительно столько же, сколько час прямого эфира — почти 100 тыс. долл., а приглашение в роли гостя в вечерние новости — несколько десятков тысяч условных единиц. Конечно, речь идет не обо всех телеканалах и не о любом кандидате, а только о тех, кому такие услуги нужны.
Вторая часть рекламного бюджета — внешняя реклама и реклама в печатной и электронной печати. Уже сегодня улицы города увешены биг-бордами.
В то же время киевское метро рябит плакатами, которые рассказывают о достижениях и обещаниях Киевской горадминистрации: вот она купила полторы сотни автомобилей скорой помощи, а здесь — обещает за несколько лет построить метро до Теремков…
Как говорят эксперты, на рынке внешней рекламы уже несколько недель властвует ажиотаж из-за короткого срока кампании и довольно большого количества «проходных» кандидатов. И, в конце концов, как и на телевидении, из-за высокой конкуренции отдельные кандидаты в столичные мэры стараются скупить на время предвыборной кампании как можно больше рекламных мест, лишь бы они не достались соперникам. За это время расценки поднялись почти в полтора-два раза.
«Если до оглашения предвыборной кампании стоимость рекламного щита на пути, скажем, от Троещины до Крещатика, варьировалась в среднем от 450 долл. до 1000 долл., то сегодня все они продаются за 800-1200 дол. за место, — говорит глава Ассоциации внешней рекламы Артем Биденко. — При этом свободных мест уже нет ни для политиков, ни для коммерческих клиентов. По моему мнению, по всему городу сегодня невозможно найти больше десятка свободных щитов».
Итак, если для более или менее заметной рекламной кампании нужно около 150-200 биг-бордов, то эти расходы могут потянуть приблизительно на 1500 — 2500 тыс. долл. Это если не придется добывать в борьбе «места под солнцем» у конкурентов.
Кроме того, как считают эксперты, кандидатам придется потратить приблизительно 1 млн. долларов на рекламную полиграфическую продукцию (открытки, плакать и т.п.).
Раздача счастья
От 5 млн. долл. до 10 млн. долл., по мнению экспертов, могут потянуть затраты на подарки избирателям и организацию концертов, акций и праздников.
Пока что в этом достиг успехов лишь нынешний мэр Леонид Черновицкий. Хотя его заместители, в частности, Ирэна Кильчицкая, опровергают заявления о том, что всяческие выплаты малообеспеченным киевлянам являются предвыборным пиаром, тем не менее, количество упомянутых мероприятий за последние два весенних месяца просто поражает.
Мэрия объявила, что свыше 500 тыс. неимущих горожан получат одноразовую денежную помощь от 75 грн. до 150 грн. ко Дню Победы, Пасхе, Вознесению Господнему и к Благовещению Пресвятой Богородицы, на что будет израсходовано почти 175 млн. грн. из городского бюджета.
Также Ирэна Кильчицкая сообщала, что те же малообеспеченные киевляне получат материальную помощь в пределах программы «Забота», на что из городских денег пойдет где-то 1,5 млн. грн. Сам Леонид Черновицкий распорядился поддержать материально городские организации инвалидов, городское общество Красного Креста (около полмиллиона гривен на единовременное пособие, пищевые пайки, покупку проездных билетов на метро, гуманитарную помощь и т.п.).
Правда, все эти щедроты немного омрачены проблемами с госказначейством, которое из-за бюрократических проблем стало задерживать как текущие, так и разовые выплаты.
Тем не менее, даже это вылилось в спор, который превратился в PR-кампанию команд нынешнего мэра Леонида Черновицкого и первого вице-премьера Александра Турчинова: КГГА предъявляет обвинение правительству в задержке выплат, а Кабмин в ответ делает достоянием гласности коррупционный компромат на чиновников мэрии.
Дальше — больше. Уже объявлено, что празднование Дня Киева, которое совпадает с голосованием за кандидатов, будет длиться три недели — такого еще не было! Наблюдатели считают, что к этому действу непременно присоединятся и другие кандидаты, а не только нынешний мэр.
«На несколько недель весь Киев превратится на сплошной фестиваль, причем в разных местах его будут проводить разные кандидаты, — говорит Черненко. — Думаю, здесь будут и известные звезды, возможно, даже мирового уровня, концертные сцены фактически не будут успевать демонтироваться, все это будет сопровождаться подарками и акциями, который также отберут у кандидатов не один миллион долларов».
Хозяйственные дела
В конце концов, каждому из кандидатов необходимо содержать предвыборный штаб и людей, которые принимают участие во всяческих митингах и акциях протеста, обеспечивать лояльность членов участковых комиссий и т.п. Как считают в АИУ, эта статья может составлять, по меньшей мере, полмиллиона долларов.
Например, чтобы на равных конкурировать между собой, каждому из основных кандидатов в мэры понадобится на протяжении почти двух месяцев содержать около 3 тысяч членов участковых комиссий (хотя официально каждый кандидат и партия имеют право на одного представителя на каждой участковой комиссии), благосклонность каждого из которых на протяжении этого времени будет стоить 300-500 дол. как минимум.
Также каждому из кандидатов для успешной кампании нужно почти 2 тысячи агитаторов и пикетчиков, которые будут работать на улице. Это люди, которые или собирают подписи, или принимают участие в митингах и т.п..
Тем не менее, в предвыборных штабах выделяется денег значительно больше, чем сами работники получают на руки. Например, если час работы агитатора стоит, как говорят, 50 грн., то в самом штабе, как правило, на это выделяется втрое больше — около 150 грн.
Небольшой пикет, для которого по обыкновению нужно 100-200 лиц, обойдется приблизительно в 10-20 тыс. долл. (в среднем по 100 грн. на человека), а большой митинг из 1-2 тыс. человек — в десять раз дороже.
В конце концов, кандидатам в мэры и их партиям приходится регулярно на протяжении предвыборной кампании проводить социологические исследования. В этом деле, как говорят специалисты, по обыкновению есть две стороны медали: первое – это необходимые авторизованные результаты опроса, которые бы свидетельствовали о повышении рейтинга кандидата — для обнародования; второе — штабам нужны закрытые данные о реальной картине расположений духа избирателей — как относительно кандидата-заказчика, так и относительно его конкурентов.
Каждый такой опрос, сделанный более или менее качественно, может стоить около 50 тыс. долл., говорят представители социологических служб. А для того, чтобы результаты были максимально достоверными, специалисты советуют делать их каждую неделю.
О командах пиарщиков-журналистов-райтеров, нанятых обслуживать интересы каждого из участников выборов, лучше упоминать не будем. Заработки людей, которые продают воздух, как известно, зависят от их таланта убедить заказчика в собственной незаменимости и высокой цене.