Первые поезда по железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море — Коми — Урал) могут пойти уже в 2023 году. Перспективы реализации проекта обсудили на расширенном заседании комитета Совета Федерации по экономической политике в рамках Дней Архангельской области в верхней палате парламента.
Как рассказал ТАСС после заседания председатель Собрания депутатов Архангельской области Виктор Новожилов, соблюсти сроки запуска проекта можно при условии подписания концессионного соглашения по строительству железнодорожной магистрали к началу 2018 года. Ранее ТАСС сообщал, что инвестор — китайская компания Poly International Holding Co. (входит в холдинг Poly Group) — подтвердила готовность вложить в «Белкомур» до $5,5 млрд. Ожидается, что концессионное предложение «Белкомуру» будет подготовлено и внесено в правительство России уже в этом году.
«Для реализации проекта предстоит реконструировать и построить с нуля сотни километров железных дорог. Импульс к развитию получат основные кластеры экономики: химический, лесной, транспортный, судостроительный, строительный, ТЭК, добыча полезных ископаемых, переработка морских биоресурсов. Будет создано более 45 тысяч новых рабочих мест. При условии подписания концессионного соглашения с инвестором к началу следующего года первые поезда могут пойти по трассе уже в 2023 году», — прокомментировал перспективы реализации проекта Новожилов.
По его словам, сенаторы поддержали строительство «Белкомура»: разработан пакет рекомендаций, который войдет в проект постановления Совета Федерации.
«Белкомур» в Архангельской области
Как пояснил ТАСС первый замгубернатора Архангельской области — председатель правительства региона Алексей Алсуфьев, в 2016 году был проведен стратегический аудит проекта «Белкомур», который подтвердил его высокую макроэкономическую эффективность.
«Эта эффективность особенно возрастает, если рассматривать проект «Белкомур» в динамической увязке со всем комплексом крупных инфраструктурных проектов в макрорегионе, которые уже начали реализовываться или планируются к реализации в ближайшее время. Я имею в виду Мурманский транспортный узел, Северный широтный ход, глубоководный район морского порта Архангельск», — сказал Алсуфьев.
По имеющимся расчетам, более 40 предприятий в зоне прохождения «Белкомура» получат возможность развития, более 100 предприятий повысят свою эффективность. Предполагается, что это позволит приостановить отток населения с северных территорий, обеспечит закрепление трудовых ресурсов, необходимых для масштабного освоения Арктики.
Что касается непосредственно Архангельской области, то, по расчетам, регион сможет дополнительно осваивать 4 млн кубометров лесных ресурсов в год. «Белкомур» даст возможность увеличения добычи бокситовой руды в Североонежском бокситоносном районе, где сосредоточено 18% российских запасов бокситов. Из добывающих проектов «Белкомур» будет способствовать также освоению Павловского свинцово-цинкового месторождения на Новой Земле, добыче и использованию известняков для целлюлозно-бумажной промышленности и в целом увеличению добычи строительных материалов, таких как гипс, строительный камень, гравий, песок. Ожидается и повышение эффективности добычи алмазов на месторождениях им. М. Ломоносова и им. В. Гриба.
Что получит Пермский край
У Пермского края минимальная доля в этом проекте — порядка 9,5%, но и этому региону проект принесет выгоду. По расчетам властей, ввод трассы позволит решать вопросы вывоза калийных удобрений в объеме до 10 млн тонн в год из Соликамского бассейна. Это 100% российских запасов.
«Но при этом важно не увеличить нагрузку на производителей за счет тарифов на перевозку грузов», — сказал журналистам врио губернатора Пермского края Максим Решетников.
Для Пермского края появятся и дополнительные возможности по освоению лесных ресурсов, покрывающих 70% территории региона. Как и у соседей, это приведет и к увеличению добычи строительных материалов: известняка, гипса, ангидрита, керамзитовых глин, песчано-гравийной смеси.
Коми: развитие Приполярного Урала
Что касается Республики Коми, то ввод «Белкомура» позволит освоить новые лесные ресурсы. Только в южной части региона экономически доступная лесосека увеличится на 5 млн кубометров в год.
Дорога поможет региону и в развитии крупных месторождений общероссийского значения: бокситов Тиманского кряжа (30% общероссийских запасов), титановых руд Ярегского нефтетитанового месторождения (50% запасов), кварцево-жильного сырья (80% запасов), Усинского нефтяного, Возейского нефтегазоконденсатного и Вуктыльского газоконденсатного месторождений, железо-марганцевых и хромитовых руд Приполярного Урала.
«Потенциально регион и ресурсные проекты, работающие на Восток, на Азию, могут быть привязаны к «Белкомуру». Это развитие нефтедобычи, строительство предприятий газового комплекса, предприятий горнорудного комплекса, будь то добыча титана или угля. Я уж не говорю о лесе, потому что «Белкомур» только в наших регионах (на границе Коми с Архангельской областью и с Пермским краем) открывает почти 5 млн кубометров лесосеки, переводит этот лес в категорию доступного, экономически выгодного», — заявил ТАСС зампред правительства Коми — министр промышленности, природных ресурсов, транспорта и энергетики Николай Герасимов.
По его словам, республика с первого шага активно проявляла себя, добиваясь реализации этого проекта.
«Мы всегда выходили на позицию, что этот проект предельно интересен, повышает степень развития инфраструктуры республики и переводит ее на новый уровень. Проект не только соединяет регионы, север и юг, Европу и Азию, но и создает серию перспектив, до сего дня недоступных регионам. Позиция Коми проста и стандартна: мы заинтересованы в том, чтобы этот проект, несмотря на длительность его реализации, случился, начал работать на развитие и нашего региона», — сказал Герасимов.
Проект «Белкомур»
Проект строительства новой железнодорожной магистрали «Белкомур» (Белое море — Коми — Урал) предполагает сокращение плеча доставки грузов с Урала и из Сибири к морским портам Архангельска до 850 км. Новая магистраль имеет стратегическое значение для России, поскольку свяжет Урал, Республику Коми напрямую с незамерзающими портами Архангельска, Мурманска и Северной Европы. В перспективе новая дорога обеспечит кратчайший путь в Северную Европу и регионы Сибири, Казахстана и Средней Азии, создавая хорошие условия для транзита грузов через Россию, и позволит рассматривать организацию внутренних и международных интермодальных перевозок (доставки грузов двумя или несколькими видами транспорта).