По данным компании «Автоконсалтинг», в апреле-мае спад продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил почти 80%, и это, судя по всему, не предел. В течение мая цены на авто уже «просели» на 5—7%. Дилеры пытаются изо всех сил сдержать ценопад, но в том, что он будет, уже не сомневается никто. Другой вопрос: когда цены рухнут окончательно и до какого уровня. В этом и разбиралась «Сегодня».
ЧТО ПРОИСХОДИЛО С ЦЕНАМИ В МАЕ
НА НОВЬЕ. В поиске наиболее выгодных предложений мы объехали десяток самых крупных киевских автосалонов, где пытались выторговать наибольшую скидку. Как оказалось, торг сейчас уместен практически везде. Так, в большинстве автосалонов, торгующих импортными автомобилями, нам предложили пятипроцентную скидку ($500 за каждые 10 тыс. долларов) от уже сниженной цены в прайс-листах. Но, несмотря на заявленные дополнительные скидки, цены на иномарки все равно не опустились до декабрьского уровня, хотя они уже ниже, чем в марте-апреле — на 5—7%. Например, если за Opel Vectra чуть больше месяца назад просили, в зависимости от комплектации, от 170 до 210 тыс. грн., то сегодня авто этой марки можно купить на 10 тысяч дешевле — за 160—200 тыс. грн.
Два месяца назад продавцы подняли цены на российские авто, мотивируя это тем, что ВАЗы пользуются самой большой популярностью. Сегодня сбрасывать цены пришлось и им: спрос оказался не таким уж и высоким. Даже несмотря на то, что продажи этой марки занимают на украинском рынке первое место, продавцам пришлось сделать скидку в размере 5—10% — 3—8 тыс. грн. Так, ВАЗ 2109 месяц назад стоил почти 60 тыс. грн., а сейчас за него просят 56 тысяч.
На авто украинского производства спрос продолжает падать вместе с ценами. По данным компании «Автоконсалтинг», автомобилей ЗАЗ-Daewoo за апрель было продано всего 323 единицы, тогда как в январе-марте продали 1878 автомобилей. В мае продавец был вынужден снизить цены на 5—10% (4—8 тыс. грн.).
Аналогичная ситуация и с автомобилями Chevrolet, на которые продавцы снижают цены на 10—15% (5—15 тыс. грн.). Упали цены и на Skoda: в мае модель Fabia можно было купить за 75 тыс. грн., в то время как в апреле за нее просили минимум 80 тыс. грн.
Продолжает падать спрос и на «китайцев»: их хорошо покупают только во время распродаж. Например, Chery Jaggi предлагают сейчас по цене 44 950 грн. (вместо 48 тыс.), Geely CK — по цене 53 300 грн. (было 56 тыс.), Chery Amulet — 61 600 грн. (цена доходила до 70 тыс.). При этом площадка возле авторынка «Чапаевка» уже несколько месяцев забита новыми «китайцами», как говорится, «под завязку».
НА Б/У. Чтобы понять, что происходит с ценами в этом сегменте, мы побывали на авторынке «Чапаевка», просмотрели объявления на специализированных сайтах и в прессе, а также попробовали в роли продавцов автомобилей себя.
На авторынке нас ожидало полное затишье. Мало не только покупателей, но и продавцов. На площадке в момент нашего посещения стояли преимущественно старые автомобили 90-х годов по цене $2—10 тыс. Причем, торгуясь, нам удалось сбросить $500—600 практически на каждом таком авто. А вот продавцы более новых авто (2000—2008 г.в.) готовы давать и более значительные скидки — 1,5—2 тыс. долларов. Всего же цены на авторынке за два месяца упали на 10—15%. Например, если месяц назад за Daewoo Lanos 2006 года просили 45 тыс. грн., то сегодня такой запросто можно найти за 36—42 тыс.
Просмотрев автомобильные объявления в интернете и СМИ, мы отметили похожую картину. Те автомобили, которые владельцы пытаются продать по ценам лета 2008 года, простаивают уже по 3 месяца.
Для полноты картины мы и сами разместили в интернете объявления о продаже Volvo S40 2009 года с пометкой «конфискат» за $20 тыс. (-$10 тыс. от первоначальной стоимости) и Daewoo Sens 2005 года за 35 тыс. грн. (-10 тыс. грн. от реальной цены). Звонки вначале поступали от перекупщиков, которые при встрече пытались скинуть цену еще в два раза (!). В течение двух недель удалось найти на объявление о продаже Volvo S40 и Daewoo Sens 6—7 реальных покупателей, но и они требовали снижения цены почти на треть. Итог исследования неутешителен для продавцов и оптимистичен для покупателей: в апреле-мае реально было продать автомобиль, лишь сбросив цену на треть от мартовской стоимости.
НА ЗАЛОГОВЫЕ АВТО. Проблемы с реализацией возникли и у компаний, специализирующихся на продаже залогового имущества. Несмотря на значительное предложение на сайтах, в разделе «проданные автомобили» лишь единичные примеры совершенных сделок. И это понятно: пока что цены на залоговые автомобили не отличаются от рыночных: банки пока не идут на существенное снижение цен.
«Банкам обязательно надо возместить задолженность по кредиту, — объясняет директор компании «Первый Автомобильный Аукцион» Денис Дрозд. — Пока у них еще есть возможность подождать». Как уточняет начальник департамента разработки продуктов розничного бизнеса VAB Банка Антон Шаперенков, большинство автомобилей банки продают сейчас совместно с заемщиками, а цену снижают только с согласия заемщика. А вот при принудительной реализации в ходе аукциона цена обычно падает на треть. Но отобранные за неуплату автомобили массово появятся на рынке только в сентябре-октябре. «В данный момент пока еще происходят процедуры изъятия, которые могут затянуться на несколько месяцев», — отмечает эксперт.
ПРОГНОЗ
Как видно из нашего мониторинга, 25%-ная ввозная пошлина на иномарки не успела отразиться на ценах — они не только не выросли, но из-за отсутствия спроса продолжают снижаться. И похоже, что до осени эта тенденция не изменится. Ведь, по словам Олега Назаренко, сток составляет в данный момент почти 80 тыс. автомобилей. Такого количества при нынешнем объеме продаж хватит на 4—6 месяцев. А если продажи по-прежнему будут падать, то и до конца года. Естественно, что импортеры попытаются избавиться от складских запасов. «В ход будут идти акции, связанные как со снижением цены, так и с особыми условиями покупки: отсрочка платежа, кредит, лизинг», — говорит генеральный директор «Группы компаний «АИС» Александр Пугач.
Конечно же, автомобили в самых дешевых комплектациях 2008 года выпуска, которые сейчас пользуются самой большой популярностью, могут закончиться намного раньше — в июле-августе. Остальные будут продаваться «до победного конца» и по той цене, которую сможет заплатить украинский покупатель. Судя по опыту успешных сделок, которые совершаются в данный момент, это 60—70% от нынешних цен в автосалонах. Если к этому добавить ожидаемое нашествие залоговых автомобилей (по словам руководителя «розничного» банка УБРП Константина Джериха, на рынок к концу лета может поступить около 100 тысяч залогов), то цена упадет еще больше.
Опрошенные эксперты в данный момент даже не берутся сказать насколько, но есть подозрение, что это будет половина нынешней цены. То есть в сентябре можно будет купить Skoda Oktavia 2008 г., которая сейчас стоит 120—150 тыс. грн., за 60—75 тыс. грн. Ситуация изменится, если ВР примет закон о возможности продажи в автосалонах залоговых автомобилей без оплаты НДС и подоходного налога (тогда появится механизм работы с залоговыми автомобилями). В этом случае цены на автомобили, по словам Олега Назаренко, упадут не так значительно: только на 10—15%. Например, та же Octavia будет стоить порядка 90—120 тыс. грн.