Весной НБУ кого-то удивил, а кого-то и всерьез шокировал несколько неожиданным укреплением курса гривны. Со временем к ревальвации привыкли, но и эксперты, делающие макроэкономические прогнозы годового масштаба, и простые украинцы, судорожно размышляющие, в какой валюте хранить сбережения, на протяжении нескольких месяцев с опаской ожидали возвращения доллара. Реванш американской валюты происходит на глазах. На межбанке она уже продается по 5.03. То ли еще будет?
Прогноз подкрался незаметно
Слухи о том, что «мощная» гривна – это ненадолго, пришли практически следом за ревальвацией. Но Нацбанк лучился оптимизмом, правительство активно обещало дефляцию и общее оздоровление экономики, а украинцы после полутора месяцев душевных треволнений перестали метаться от обменника к обменнику и заняли выжидательную позицию. Оснований для ожидания хватало: проблемы внутри страны, ряд кризисных ситуаций на общемировых рынках, укрепление доллара относительно евро, прогнозируемое падение цен на нефть – курсовый расклад мог измениться по многим причинам, не последняя среди которых – достаточно жесткая привязка гривны к американской валюте. Еще в июле ведущие экономисты обещали сюрприз девальвационного характера к концу осени, даже несмотря на то, что летом курс если и колебался, то чаще в сторону укрепления национальной денежной единицы. Заметно ошиблись прогнозисты разве что в сроках: летом многим казалось, что по курсу 5.05 на межбанковских торгах доллар будут покупать где-то к ноябрю. Но, как показала практика, первая упитанная девальвационная ласточка «осчастливила» украинскую экономику своим появлением уже в середине сентября.
Такой ожидаемый, но при этом (если судить по реакции многих) неожиданный рывок доллара вверх произошел 17 сентября. К концу дня на межбанке за доллар давали уже 4.94, а 18 сентября межбанк «расщедрился» до 5.03, а окошки обменников большинства банков с утра демонстрировали жесткое следование новой тенденции: покупка одного доллара в среднем уже обходится в 4.86 гривны, а продажа успела достигнуть «психологической отметки» в 5.05. «Произошло резкое повышение спроса на иностранную валюту. Покупалась валюта для оплаты контрактов по газу и нефти. Плюс нестабильная ситуация в политике и в общемировых тенденциях. Это все наложилось и дало такой эффект», — поясняли валютное поведение банкиры. Собственно неожиданность эффекта как раз и объясняют резким совпадением неблагоприятных факторов.
Причины падения гривны эксперты ищут и в пределах страны, и за ее границами. Одни делают упор на общемировой кризис финансовой системы, другие видят во всем «вину» проявившейся летом тенденции к укреплению позиций доллара по отношению к евро, степень стабильности которого почти никто не берется прогнозировать – и американская, и европейская экономики сейчас не радуют постоянством. Те эксперты, которые больше склонны искать внутриукраинский след девальвации, в качестве основных факторов называют кто политический кризис, а кто (как, например, президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой) – дефицит внешнеторгового сальдо.
Большая часть экономистов все же пеняют на целый комплекс причин, основные разночтения касаются оценки степени значимости внутренних и внешних предпосылок курсовых колебаний. Директор экономических программ Украинского центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова Василий Юрчишин помимо закономерного общемирового укрепления доллара склонен считать, что на ситуацию значительно повлиял ряд внутриукраинских причин. «Это и отрицательное торговое сальдо, и политический кризис, и популистский подход к формированию бюджета, например, увеличение выплат по вкладам Сбербанка», — считает эксперт, отмечая, что в сложившейся ситуации целый ряд факторов не позволяет считать гривну стабильной валютой. В том, что основная причина падения украинской валюты – это растущий внешнеторговый дефицит, сопровождаемый уменьшением валютных поступлений в экономику страны, с Василием Юрчишиным соглашается экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. А основную причину того, что резкий скачок доллара произошел именно сейчас, эксперт МЦПИ видит в тенденции к сокращению иностранных инвестиций в экономики развивающихся стран – в том числе и Украины с Россией. «Крупные компании массово продают сейчас свои акции, причем продают за гривны, продавая затем и нашу национальную валюту, чем увеличивают ее объем на рынке», — пояснил Александр Жолудь «Подробностям». России в сложившейся ситуации сложнее: многие экономисты ставят в вину набирающий обороты инвестиционный кризис российско-грузинскому военному конфликту. Другие же поясняют ситуацию общемировым кризисом ликвидности, предсказуемо ударившим и по Украине, и прогнозируют масштабный отток инвесторов из той же сферы недвижимости и строительства, которая начинает выглядеть все проблемнее и проблемнее. А ведь чем меньше долларов приходит в страну, тем они дороже – фиксируют очевидное специалисты.
Вверх и только вверх?
После того, как «худшее» – негромко прогнозируемая девальвация – уже фактически случилась, разночтения теперь касаются разве что ее масштабов. Назвать долларовый прыжок разовой акцией экономисты не рискуют. Большинство просто прогнозирует стабильное постепенное ухудшение позиций гривны «с сегодня на завтра», по-разному лишь оценивания глубину ее падения – от 5.05 до 5.2 к концу года. Другие считают, что остановки на пути следования к станции «Дорогой доллар» все-таки возможны, но ненадолго. «В ближайшее время можно ожидать некоторую стабилизацию национальной валюты, но уже в ноябре с большой долей вероятности доллар снова поползет вверх в рамках сезонных изменений. Анализ Нацбанка и многих экспертов предполагает плавную девальвацию, при которой верхняя граница гибкого коридора в 2009 году может достигать 5.2 при среднем курсе в 5.05», — считает Василий Юрчишин. Таким образом, надежды увидеть дешевый доллар, судя по прогнозам, плавно перемещаются на конец года – не текущего даже, а следующего, и то – все больше в том случае, если евро начнет возвращать завоеванные и потерянные позиции.
Пока между двумя крупными валютами ведутся кровопролитные бои, украинской денежной единице и ее обладателям спокойнее постоять в стороне. На сегодня наблюдается рост курсов и евро, и доллара, но предсказывать потенциальное соотношение между ними экономисты не рискуют даже на несколько месяцев. И, поскольку, гривна привязана все-таки к комплекту портретов американских президентов, судьба курса доллара внутри страны украинцам все-таки ближе.
По мнению экспертов, в ближайшие месяцы курс будет радовать не только стабильным ростом, но и шириной коридора. Притом, что уличные обменники к концу года будут предлагать клиентам купить-продать доллар дороже, чем за пять гривен, НБУ с большой долей вероятности останется при своем официальном курсе в 4.85. Для Нацбанка это репутационный вопрос: трудно весной настойчиво рассказывать о недооцененности национальной валюты, адекватности нового курса и необходимости расширения коридора, а осенью признавать – «извините, ошиблись». Судя по словам первого заместителя главы НБУ Анатолия Шаповалова, корректировать официальный курс центральный банк будет только в том случае, если заметит оформившуюся тенденцию. Пока же никакие мероприятия по стабилизации гривны не запланированы.
Различие между официальным и «уличным» курсом гривны может стать серьезным «развлечением» для рядовых граждан – в том, чтобы искать обменник с цифрами «посимпатичнее» есть своя романтика. В тоже время именно на нацбанковский курс гривны ориентирован государственный бюджет. В НБУ признают, что запланированный на 2009 год коридор между 4.6 и 5.09 будет пересматриваться ближе к январю, когда станет известна окончательная цена на энергоносители. Пока же правительство, присматриваясь к конъюнктуре газового рынка, ориентируется на сравнительно дорогую гривну. Впрочем, даже если окончательная версия главной сметы страны и зафиксирует близкий к реальному курс, проблему политизированных макроэкономических показателей это не решит. Одной из причин будущей экономической нестабильности, которая, кроме прочего, проявится и в падении национальной валюты, специалисты видят неадекватность цифр, которыми оперирует Кабмин. В запланированную на 2009 год инфляцию в 9,5% мало кто верит. А более высокий темп роста цен вкупе с более дешевой, чем считалась сначала, валютой могут существенно сократить реальную пользу от запланированного Юлией Тимошенко и Виктором Пинзеныком улучшения финансирования дотируемых государством сфер, включая и касающуюся большей части населения «социалку».
На возможное нивелирование социальных выплат (включая и масштабную компенсацию «сбервкладов») инфляция влияет все же больше, чем колебания курсов. А вот судьба кредитов-депозитов зависит от него напрямую. Сентябрьский скачок помог тем, у кого сбережения хранятся в долларах, а долги – в гривнах. При этом экономисты рекомендуют не паниковать: некоторые денежные потери на разнице курсов в стране, где национальная валюта не отличается стабильностью, неминуемы. Тут уж кому как повезло с долларовой, евро — и гривневой зарплатой. В чем граждане доходы получают, так их лучше и хранить – евро и доллар дорожают сами по себе, зато на гривневых депозитах проценты выше. Аналогичная ситуация складывается и с кредитами. При этом большинство специалистов склоняется к тому, что на сегодня худший вариант – экстренно менять валюту на валюту. С учетом гибкости коридора в краткосрочной перспективе можно больше потерять, чем приобрести.
Безусловно, резкий скачок доллара может вызвать у населения приступ отчаяния, который может привести к продолжению падения национальной валюты. Александр Жолудь считает, что рядовые украинцы курс не обвалят: «В предыдущую ревальвацию граждане резко не дергались, так что маловероятно, что сейчас они встанут в очередь и бросятся покупать и продавать валюту». Впрочем, стремительная трансформация личных сбережений под влиянием изменений валютного рынка глобальное влияние не окажет. Хуже то, что триумфальное возвращение доллара связано с рядом неприятных общемировых и внутриукраинских тенденций. Усложнение условий кредитования и как следствие – прибылей в банковской сфере, отток инвестиций (и его долгосрочный результат – сокращение числа рабочих мест и объема налоговых поступлений в бюджет), стагнация еще недавно процветающих сфер, сокращение экспорта и из-за этого – уменьшение поступления валюты из-за рубежа, намерения правительства активно пользоваться в следующем году зарубежными кредитами, рост реальной, а не задокументированной инфляции и неадекватное восприятие макроэкономических показателей… На фоне такого «букета» оправдывающихся прогнозов победа доллара над гривной выглядит уже закономерной значимой неминуемой, но все-таки только одной составляющей большой неоптимистичной картины.