Похоже, что вслед за жилищным кризисом, в нашей стране начинается кризис автомобильный. За последние два-три месяца авторынок завершил стремительный рост и перешел в период стагнации. Падение продаж отмечено на фоне высокого спроса — многие потенциальные покупатели просто не в состоянии приобрести вожделенную машину по причине отсутствия необходимых наличных средств. Получить же кредит на нормальных условиях в данный момент по причине мирового финансового кризиса очень сложно. Поэтому потенциальные автомобилисты, планировавшие приобрести автомобиль, озадачены: нет кредита — нет машины. Что произойдет дальше? КРЕДИТНЫЙ ШОК. Первые признаки, что со сбытом автомобилей у продавцов будут проблемы, появились еще в мае, когда банки значительно ужесточили требования к заемщикам: без подтвержденных доходов и первого взноса в размере 10% получить кредит стало сложно. В сентябре кредитные условия на автомобили только ухудшились — результат повышения Нацбанком Украины своей учетной ставки до 12%. Почти сразу проценты по кредитам дошли до 25% годовых в гривне вместо 18%, а в валюте отдельные банки и вовсе прекратили кредитование. Но даже на такой «грабеж» многие покупатели были согласны — «лишь бы дали денег».
Словно гром среди ясного неба по рынку ударило сообщение о том, что Нацбанк Украины издал постановление №319, которым еще сильнее усложнил ситуацию с кредитованием. «Полностью прекращать выдачу кредитов мы не заставляем, — говорит член совета НБУ Василий Горбаль — В постановление НБУ речь идет только об ограничении на кредитование. То есть кредитовать можно, но наращивать кредитный портфель запрещено». В результате, по состоянию дел на 16 октября часть из опрошенных нами 15 крупных украинских банков перестали выдавать кредиты в иностранной валюте, а часть и вовсе закрыли кредитные программы.
ПЕРЕСТАЛИ ВЫДАВАТЬ. На неопределенное время перестали работать с автокредитами такие крупные банки, как «БМ-Банк», «ПУМБ», «Родовід», SEB, «Брокбизнесбанк». Менеджеры банков причиной такой ситуации называют именно вышеуказанное постановление Нацбанка.
ТОЛЬКО В ГРИВНЕ. В таких банках, как «Райффайзен Банк Аваль», Unicredit, «Правэкс-Банк», «Даниэль», «Укргазбанк» нам сообщили, что кредитование в иностранной валюте прекращено, кредиты выдают только в гривнах на стандартных условиях от 18 до 25% годовых. А первоначальный взнос увеличили до 30-50% (за исключением случаев проведения специальных акций)
Довольно сложная ситуация возникла и с многими обещанными покупателям акциями. Например, досрочно прекратилось предложение от «Италмоторс Украина» совместно с компанией «Пиреус Банк», по которому планировалось выдавать кредиты под 11% годовых в валюте до 31 декабря 2008 г. Аналогичная ситуация произошла и с автосалоном «КИА», который также досрочно оказался вынужден прекратить совместную акция с банком «ПУМБ».
ТОЛЬКО В ИНВАЛЮТЕ. В «Укрсоцбанке» нам рассказали, что кредиты в гривнах у них выдавать перестали. По слова кредитного менеджера Воскресенского отделения г. Киева, причины кроются в дефиците национальной валюты и доступе к европейским финансовым ресурсам Unicredit Group, куда входит и «Укрсоцбанк». Стандартные условия по долларовым кредитам — 14% годовых.
НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ. Никаких особых изменений не произошло в банках «Приват», «Форум», «Таврика», «Простофинанс», «Надра» и SWED-банк, где предлагают кредит в евро и долларах под 15-17% годовых и 17-25% в гривне (стандартные условия, без учета специальных акций). Первый взнос в этих банках для успешного получения кредита должен составлять минимум 15% от стоимости автомобиля. В телефонном разговоре менеджеры этих банков объяснили, что постановление НБУ о том, чтобы банки не наращивали объемы кредитных портфелей и кредитовали только в национальной валюте, к ним тоже относится. Но это только рекомендация. Они ей не следуют, так как утверждают, что перебора в объеме кредитных портфелей нет. Поэтому работа с долларами и евро до конца года будет продолжена.
ЧЕГО ЖДАТЬ К КОНЦУ ГОДА
Участники рынка говорят о том, что банковские проценты по кредитным ставкам будут только расти, но значительного роста по сравнеию с нынешней ситуацией не произойдет. Возврата кредитных ставок к прежнему уровню не произойдет точно. Согласно с данными аналитика SWED-банка Андрея Шевченко, «Нацбанк предоставил в октябре 23 украинским банкам деньги в размере 3,5 млрд. грн. на год под 12%».
Год назад украинским были доступны иностранные «деньги» по 4-5% годовых. Естественно, что банки должны прокрутить эти средства и, чтобы заработать, им необходимо будет поднять ставки в 2,5 раза от заемных средств — то есть до 30% в гривне. Напомним, что сегодня средняя процентная ставка по кредитам в гривне составляет 23-25%. То есть кредиты к концу года могут «подрасти» на 5-7%.
По словам начальника департамента развития розничного бизнеса VAB-банка Антона Шаперенкова, «кредиты в гривне к концу года смогут подорожать до уровня 23-27% годовых».
Что касается кредитования в валюте, большинство экспертов предпочитают отмалчиваться. Лишь единицы соглашаются комментировать ситуацию. В пресс-службе «УкрГазБанка» нам сообщили, что на протяжении ближайших 4-х недель никаких изменений по кредитам в валюте не произойдет — ставка останется на уровне 15,5-18% в год. Что будет дальше — зависит от финансовой ситуации на мировом рынке и от условий зарубежных банков. Но в банке считают, что необходимо ставить вопрос «а будет ли осуществляться кредитование в долларах вообще».
По словам Сергея Савелко, заместителя директора департамента розничного банкинга «Укргазбанка», согласно постановлению Нацбанка Украины № 319 от 11.10.2008 года всем украинским банкам рекомендовано не наращивать объемы кредитных портфелей. Кредитовать рекомендовано только в национальной валюте. Исключение составляют только те лица, которые получают доход в иностранной валюте.
И ложка меда в бочке дегтя — участники рынка говорят, что значительного ужесточения требований к заемщикам уже не произойдет. По словам кредитного менеджера «УкрСоцБанка» Юлии Заяц, «все, что могли усложнить, уже усложнили». Напомним, что уже сейчас банки не выдают кредит, если человек не подтвердит высокий официальный доход, и требуют первоначальный взнос не меньше 30% (летом требовали 10%). Кредитный менеджер банка «Надра» Вадим Погребной считает, что «первый взнос в размере 30-40% от стоимости авто является достаточным показателем состоятельности клиента».
БЮДЖЕТНЫЕ АВТО МОГУТ ПОДОРОЖАТЬ НА 5—10%
Перегрев авторынка. Период стремительного роста закончился, рынок перешел в стадию охлаждения
Многие потенциальные покупатели автомобилей весной начали отказываться от покупок, ожидая, что со вступлением Украины в ВТО цены значительно упадут. Так и произошло: на некоторые модели в июне цены действительно снизили. Но это не оживило рынок, так как число отказов по кредитным заявкам продолжало расти. Уже в августе, по данным информационно-аналитической группы AUTO-Consulting было продано на 11,4% меньше новых машин, чем в июле, когда украинцы купили почти 60 тыс. машин. Впрочем, этот фактор операторов рынка хотя и насторожил, но не сильно — все ожидали традиционного оживления покупательского спроса осенью. Но сентябрь-октябрь ожиданий не оправдал.
«Реальное благосостояние украинцев не улучшается, темпы роста зарплат соответствуют инфляции. Ранее авторынок рос благодаря кредитованию. Но «кредитный» ресурс роста уже исчерпан», — объясняет эту тенденцию директор аналитического департамента компании Pro-Consulting Александр Соколов. С ним полностью согласен директор ВиДи Авто Менеджмент Груп (входит в ViDi Group) Артем Ткаченко.
ЧТО ПРОИСХОДИТ СЕЙЧАС. Официальные дилеры среагировали на уменьшение платежеспособного спроса новой волной акционных предложений о снижении цен. К примеру, некоторые модели Fiat потеряли в цене до 20%, более чем на 15% в сентябрьских и октябрьских прайс-листах были снижены цены на всю линейку Peugeot. Автомобили Suzuki подешевели на 10—15%, на 6% снизилась стоимость Hyundai Accent, на 5-6% урезали цены на Mitsubishi Lancer Х, автомобили Toyota стали доступнее на 6—7%. Компания «Киа Моторс Украина»снизила цены на разные модели KIA на 4—10 тыс. грн. Автомобили Subaru за этот же период подешевели на 7—21,5 тыс. грн.
Аукцион невиданной щедрости, который устроили автодилеры, не смог оживить покупательский спрос. А если точнее, то спрос есть — еще много украинцев «безлошадные» — но люди не могут приобрести новые автомобили даже по сниженным, акционным ценам — из-за кредитного коллапса. Тем, кому колеса нужны по зарез, идут на авторынок в поисках более дешевых колес. Мы тоже отправились на авторынок «Центральный», чтобы выяснить каким образом изменилась ситуация в секторе «бэушных» автомобилей.
Опрошенные нами продавцы и перегонщики рассказали, что летом и они чувствовали охлаждение покупательского интереса, но во второй половине сентября-октября число посетителей резко увеличилось. Правда, на количестве сделок это пока сильно не отразилось — у людей не хватает денег на совершение даже такой покупки. «Большинство заходят просто поинтересоваться», — рассказывает продавец Геннадий. «Чаще всего в последнее спрашивают старенькие автомобили по цене $6—10 тыс. и автомобили гольф-класса», — говорит продавец по имени Олег. По его словам, цены с весны не выросли, но и не упали, несмотря на вступление в ВТО и прогнозы. Так, Лада Калина 2007 года выпуска, как и полгода назад, стоит $8 тыс., Daewoo Lanos 2005—2006 — $ 7—8 тыс., VW Golf 2002 года продолжает держать цену — $12—15 тыс.
ЧЕГО ЖДАТЬ К КОНЦУ ГОДА
Скидки большинства компании на новые автомобили действуют до конца октября. Но и после этого цены на авто не вернутся на прежний уровень. «В данной ситуации лучший аргумент для покупателей — цена, — утверждает директор компании AUTO-Consulting Олег Омельницкий. — Скорее, дилеры придумают новые акции со скидками». Господин Омельницкий напоминает, что предновогодний период автосалоны распродают автомобили, завезенные в 2008 г., чтобы подготовить склады к новому товару. Традиционно скидки в ноябре-декабре составляют около 5%. Но учитывая то, что на складах в этом году останется гораздо больше автомобилей, можно рассчитывать на более существенный дисконт — в размере 10—15%.
Ценопад ожидает не все марки автомобилей, а только те, на которые спрос будет слабым. Дело в том, что многие люди сейчас сняли деньги с депозитов, карточек и, не желая хранить их дома «под матрацем», будут делать дорогие покупки, среди которых, безусловно, одна из самых популярных — автомобили. По словам Петра Порошенко, в Нацбанк предоставлены расчеты, что 90% вкладчиков имеют депозиты в рамках 50 тысяч грн., и только у небольшой части они выше. Нетрудно сделать вывод: имея на руках такую сумму и не имея возможность взять кредит, люди будут покупать бюджетные модели автомобилей. Мы обратились к экспертам, чтобы они прокомментировали, как это отразится на ценах.
«Спрос на бюджетные автомобили вырастет, поэтому мы можем пересмотреть цены в сторону повышения на 5—10%. Впрочем, такой рост наблюдается каждый год и является стандартным для украинского рынка, — говорит гендиректор «УкрАвтоЗАЗ-Сервис» (входит в корпорацию «Укравто») Вахтанг Васадзе.
Независимый эксперт, аналитик консалтинговой компании «Про-консалтинг», Константин Черныш также согласен с тем, что цены на эту категорию авто могут поднять, но незначительно: «В условиях финансового кризиса, при поднятии цен дилеры потеряют огромное количество покупателей, поэтому значительного роста цен на бюджетные автомобили не будет». Что касается цен на более дорогие автомобили, в ценовой категории от $20 000 до 40 000, то, по мнению Константина Черныша, они также расти не будут, иначе дилеры потеряют свою долю рынка.
Но дилерам дорогих иномарок — «не до жиру, быть бы живу». В сложившейся ситуации, когда покупатель переключился на более дешевые автомобили, закрадывается мысль об обвале цен на автомобили среднего и премиум-сегмента. Но не тут-то было. Чтобы удержать цены на прежнем уровне, будет искусственно создан дефицит «небюджетных иномарок». «Уже сейчас поставки в Украину автомобилей дороже $25 тыс. ухудшаются. Пока даже неизвестно, будет ли чем торговаться после нового год»а, — говорит директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко.
Из всего вышесказанного можно сделать такие выводы: из-за ужесточившихся условий кредитования покупатели будут отдавать предпочтение бюджетным автомобилям. Повысившийся спрос может поднять цены на авто этого класса на 5—10%. Что касается автомобилей дороже $20 тыс., то в течение ноября-декабря на 10—15% скинут цены автомобили старого модельного ряда — чтобы освободить склады для новых моделей. Но их будут поставлять в Украину в меньшем количестве, поэтому значительного снижения цен на новые иномарки среднего и премиум-сегмента ожидать не приходится.
УДАР ПО КОШЕЛЬКУ
Прогнозируемое увеличение процентных ставок по автокредитованию скажется на расходах покупателей автомобилей. Мы попробовали посчитать, сколько необходимо было ежемесячно выплачивать покупателям до весеннего подорожания автокредитов, сколько нужно платить тем, кто собирается взять автомобиль в кредит сейчас и сколько будут платить автолюбители, планирующие приобрети автомобиль через несколько месяцев. В расчете учитывали такие условия кредитования: первый взнос 30%, ануитет (платеж равными частями каждый месяц), на 5 лет, в гривнях. Для большей показательности мы «купили в кредит» популярные автомобили в разных ценовых категориях.
БЮДЖЕТНЫЙ АВТОМОБИЛЬ. ЗАЗ-Ланос в хорошей комплектации стоит около 65600 грн. Сумма кредита — 30% от 65 тыс. грн. — 45920 грн.
Смотрим, как менялись ежемесячные выплаты при такой покупке:
январь-май, ставка 15-18% — платили 1092-1166 грн.
июнь-август, ставка 18-20% — платили 1166-1216 грн.
сентябрь-октябрь, ставка 21-23% — платим 1242-1294 грн.
ноябрь-декабрь, ставка 27-30%* — будем платить 1402-1485 грн.
* прогноз
ИТОГО: из-за изменения процентной ставки ежемесячная плата по сравнению с январем-маем 2008 года в конце года может вырасти на 310-320 грн. Для кошелька покупка бюджетного автомобиля даже при таких процентах является некритичной.
АВТОМОБИЛЬ СРЕДНЕЙ ЦЕНОВОЙ КАТЕГОРИИ. Mitsubishi Lancer стоит около 100000 грн. Сумма кредита — 30% от 100 тыс. грн. — 70000 грн.
На протяжении года ежемесячные выплаты при такой покупке менялись следующим образом:
январь-май, ставка 15-18% — платили 1665-1777 грн.
июнь-август, ставка 18-20% — платили 1777-1850 грн.
сентябрь-октябрь, ставка 21-23% — платим 1893-1973 грн.
ноябрь-декабрь, ставка 27-30%* — будем платить 2137-2264 грн.
* прогноз
ИТОГО: ежемесячная плата по сравнению с январем-маем 2008 года по причине изменения процентной ставки в конце год может вырасти на 472-487 грн. Тоже терпимо, но за год «лишняя» сумма уже начинает нервировать — около тысячи долларов переплаты.
АВТОМОБИЛЬ «ВЫШЕ СРЕДНЕГО». Vovlo S40 стоит около 150000 грн. Сумма кредита — 30% от 150 тыс. грн. — 100000 грн.
На протяжении года ежемесячные выплаты при такой покупке менялись следующим образом:
январь-май, ставка 15-18% — платили 2497-2667 грн.
июнь-август, ставка 18-20% — платили 2667-2780 грн.
сентябрь-октябрь, ставка 21-23% — платим 2840-2960 грн.
ноябрь-декабрь, ставка 27-30%* — будем платить 3206-3397 грн. * прогноз ИТОГО: кежемесячная плата при изменении процентной ставке по сравнению с январем-маем 2008 года может вырасти на 709-730 грн. В этой ценовой категории разница является уже довольно значительной и заставит потенциального владельца подумать над необходимостью дорогой покупки несколько раз. Переплата за год составляет как минимум 8,5 тыс. грн.
ДОРОГОЙ АВТОМОБИЛЬ. Toyota Land Cruiser 200 обойдется в 450 000 грн. Сумма кредита — 30% от 450 тыс. грн. — 315 000 грн.
На протяжении года ежемесячные выплаты при такой покупке менялись следующим образом:
январь-май, ставка 15-18% — платили 7493-7998 грн.
июнь-август, ставка 18-20% — платили 7998-8345 грн.
сентябрь-октябрь, ставка 21-23% — платим 8521-8800 грн.
ноябрь-декабрь, ставка 27-30%* — будем платить 9618-10191 грн.
* прогноз
ИТОГО: на разнице в процентных ставках по сравнению с январем-маем и прогнозируемой ситуацией к новому году владельцу дорогого автомобиля прийдется дополнительно выкладывать 2125-2193 грн. За год — почти пять тысяч долларов. Насколько это смутит эту категории покупателей? Время покажет.