В кулуарах Верховной Рады недруги Президента Виктора Ющенко распространяют слухи о том, что наш гарант задумал операцию по обвалу американского доллара. Так, источники из БЮТ утверждают, что в канцелярии главы государства прорабатывается сценарий введения через НБУ запрета на валютные операции по всей территории Украины. Под прикрытием лозунга о необходимости кардинальным образом стабилизировать ситуацию на валютном рынке, в первую очередь физическим лицам (то есть простым гражданам) запретят покупать и продавать доллары и евро.
Естественно, данную информацию можно было воспринимать как очередную бессмысленную «страшилку», однако ее косвенно подтверждает уже начатая «война» против обменных пунктов. Масло в огонь добавила также новость о том, что якобы НБУ хотел обязать коммерческие банки в принудительном порядке перевести валютные депозиты в гривневые. Несмотря на то, что Секретариат Ющенко и Нацбанк категорически опровергают данную информацию, коммерческие структуры, а также экономисты в Партии регионов подтверждают такие намерения СП и НБУ. Учитывая, что от власти можно ожидать чего угодно, возможно стоит задуматься? На днях мы стали свидетелями информационной «схватки» Секретариата Президента с рядом печатных украинских изданий. После того, как довольно известные СМИ напечатали о том, что Секретариат «давит» на НБУ с требованием обязать коммерческие банки перевести валютные депозиты в гривневые, канцелярия гаранта пообещала разобраться с «провокаторами» в суде. Предупредили также, что СБУ не останется без работы, а детально выяснит, кто был «заказчиком» дестабилизации ситуации.
Показательно, но за день до этой «бури» корреспонденту УРА-Информ в одном из отделений Приватбанка поведали, что НБУ на неофициальном уровне действительно продвигает идею перевода валютных вкладов в гривневые. Изначально мы пытались опровергнуть или подтвердить поступившую в издание информацию о запрете валютных операций как таковых, однако начальник отделения банка (по понятным причинам пожелавшая остаться не названной) хоть и призналась, что о подобном слышит в первый раз, но все-таки предположила, что это может быть связано с тем, что «сейчас нас хотят обязать конвертировать депозиты в гривни».
Следует пояснить, что в начале недели в кулуарах Верховной Рады один из довольно влиятельных депутатов БЮТ рассказал о том, что истинная цель всех «фокусов-покусов», в частности намерений «прикрыть» обменные пункты кроется в желании ввести запрет на покупку-продажу иностранных купюр. На практике это решение может обернуться тем, что украинцы, хранящие свои сбережения в валюте, просто не смогут их обменять на гривни! Для этой операции необходимо будет предоставить в банке документ, подтверждающий, что это «чистый нал». То есть с него уплачены налоги, и это не заработная плата, полученная в конверте. Всем понятно, какие это будет иметь последствия для большинства граждан, имеющих валютные сбережения. В лучшем случае, «зеленые» можно будет вывезти заграницу (правда, только если выехать на ПМЖ), или продать на том же черном рынке, но по значительно заниженному курсу.
Источник в БЮТ пояснил, что в таком случае доллар обвалят до 3 гривен. И «навар» для определенных кругов, которые контролируют черный рынок, будет многократный. Ведь сегодня американская валюта продолжает танцевать «семь сорок», и это еще не предел. По прогнозам депутата, вполне вероятно, что НБУ не будет сдерживать ее рост до 11 гривен в течение ближайших недель, а затем начнет действовать кардинально.
В самом Нацбанке эту версию, как и слухи о переводе депозитов назвали «бредом». Так, глава Группы советников Валерий Литвицкий однозначно заявил, что эта информация была направлена на дестабилизацию рынка, который «начал выравниваться».
Но оппоненты НБУ (и что немаловажно – тоже экономисты) рекомендуют держать ухо востро. Так, народный депутат Партии регионов, а также профильный министр в оппозиционном Кабмине Ирина Акимова подтвердила, что знает о подобных намерениях НБУ. «Нацбанк может пойти на принятие такого решения. И это связано с тем, что НБУ испытывает серьезное политическое давление. Со стороны Президента мы видим огромное желание активно вмешиваться в политику Нацбнка», – говорила она.
В тоже время не нужно быть экономистом, чтобы понять: такое решение (как запрет покупки-продажи валюты, так и конвертирование депозитов) будет иметь негативные последствия для экономики. В любом случае, кто-то конкретный выиграет, ведь непонятно по какому курсу будут переведены депозиты. А вкладчики в любом случае проиграют.
В свою очередь, экономист и коллега по партии Алексей Плотников также подтвердил, что осведомлен о возможном «валютном табу» и «фокусах» с депозитами. Он обратил внимание на то, что «переведение депозитов из одной валюты в другую без согласия вкладчика однозначно является нарушением его прав». То есть это будет нарушением не только с точки зрения экономики, но и прав человека. Во-вторых, введение административных ограничений на валютные операции будет ни чем иным, как возвращением к командной экономике советского типа. То есть можно будет поставить крест на рыночной экономике как таковой. По словам Плотникова, демарш против обменных пунктов, возможное конвертирование депозитов, а затем запрет валютных операций – все это звенья одной цепи.
Плотников не исключает вариант, когда нынешняя власть действительно может пойти на такие решения. По ряду причин. «Тогда спрос на иностранную валюту, который сегодня растет, станет бессмысленным. Тогда не будет очередей возле обменных пунктов и скачков самой валюты. То есть одним в кавычках замечательным решением решат все нынешние проблемы. Но это решение, если не дай Бог будет принято, можно назвать крайне бездарным», – констатировал он.
Естественно, такие комментарии можно воспринимать как часть информационной кампании по дискредитации деятельности НБУ. Однако сам Нацбанк продемонстрировал абсолютную неспособность совладать с валютной «лихорадкой». То есть реальной политикой доказал свою непредсказуемость (то НБУ предпринял попытку установить «единый курс», то отпустил его в свободное плавание, то запрещал банкам устанавливать курс выше, чем на 3 % от официального, то разрешал). Вся эта «сумятица» в действиях главного финансового института невольно заставляет верить в то, что даже такие самые пессимистичные сценарии могут стать явью.