В последние полтора месяца курс гривны прекратил прыжки и стабилизировался на уровне 8 грн./1$. Прошлая неделя и начало этой недели засвидетельствовали стабильное укрепления национальной валюты. И стабилизация курса гривны позитивно влияет не только на финансы, но и в целом на реальный сектор – сектор производства, где задействованы миллионы наших сограждан.
По результатам минувшей недели ситуацию на межбанковском валютном рынке можно охарактеризовать одним словом: затишье. На валютном рынке наблюдается легкое укрепление гривны, чему способствует ряд позитивных для Украины новостей. Сотрудничество с МВФ оживляется – 8 мая было принято решение о выделении очередного транша в размере $2,8 млрд. Успешные переговоры Кабинета министров с Россией по газу, и связанные с ними финансовые вопросы также добавляют стабильности в финансах.
Стабилизацию курса можно проследить на примере межбанковских торгов. В минувший вторник НБУ выходил на рынок по курсу 7,9 грн./1$, как следствие разрыв между покупкой и продажей доллара сократился до 8,015-8,03 грн./1$. В среду этот разрыв еще больше сократился – до 8,0025-8,0125. Сокращение разрыва говорит о том, что валютный рынок в стабильности и резкие потрясения в ближайшее время ему «не светят». Курс на наличном рынке также укрепился. Утром 12 мая доллар в обменниках продавали по 7,97 – 8,05 грн., покупали – по 7,85-7,94 грн.
Стабилизация гривны во многом зависит и от прекращения «бегства» капитала из Украины.
Объемы оттока денежных средств из экономики существенно замедлились. Так, если в октябре 2008 года дефицит платежного баланса (разница между финансовыми потоками в Украину, так и за ее пределы) составил 4 млрд. грн., то в январе эта цифра сократилась до 1,8 млрд. грн. Согласно оперативным данным НБУ дефицит платежного баланса Украины в 1 квартале составил $5,2 млрд., сократившись по сравнению с концом прошлого года на 47%.
Существенное сокращение оттока капитала из Украины неразрывно связано с улучшением в производственном секторе и, что самое главное, во внешней торговле Украины.
С начала года наблюдается сокращение импорта и наращивание экспорта. Как ни парадоксально это звучит, но Украина начала вывозить больше собственной продукции, а следовательно активней пополнять бюджет, благодаря осеннему обвалу гривны.
Ослабление гривны за последние полгода на 80% сыграло на руку экспортерам – металлургам, сельскохозяйственному комплексу (только за 4 месяца этого года Украина продала на внешних рынках 21 млн. тонн зерновых) и другим отраслям, направленным на экспорт.
Не последнюю роль здесь сыграло и сокращение потребления природного газа украинской промышленностью на 40% в первом квартале 2009 года.
После очередной «газовой войны» в правительстве, похоже, начали всерьез задумываться над энергосбережением. Наконец-то за многие годы от слов перешли к делу. Все предприятия, где можно было природный газ «из трубы» заменить другим газом или вообще другим энергоносителем в начале года перестроились на альтернативные источники. Это еще более удешевило продукцию украинских предприятий, что повышает конкурентно способность украинских товаров на внешних рынках. В результате образовался существенный недобор газа. Согласно контрактам, подписанным с «Газпромом», за это надлежит выплатить пеню. Однако правительству и здесь удалось «разрулить» вопрос – на встрече двух премьеров – Юлии Тимошенко и Владимира Путина, российская сторона проявила понимание и отказалась выставлять претензии по этому поводу. Это значит, что вероятная пеня не окажет давление на бюджет страны.
Вторым важным моментом курсовой стабилизации является стабильное проведение валютных аукционов, но здесь нужно остановиться детальнее. Вводя практику валютных аукционов НБУ, помимо интервенций на межбанковском валютном рынке, открыл еще один канал вливания валюты на рынок. Казалось бы, что таким образом НБУ еще быстрее начнет тратить свои золотовалютные резервы. Однако
эффект от такого начинания получился обратный: общий спрос на валюту не увеличился, а уменьшился.
Смысл валютных аукционов заключался в целевой продаже валюты коммерческим банкам. За счет валюты, приобретенной на аукционах шло погашение кредитов клиентов этих банков по официальному курсу НБУ, который был существенно меньше рыночного. Льготный курс (7,8 грн. за доллар) иностранной валюте позволил коммерческим банкам продавать своим клиентам доллар по цене ниже рыночного, таким образом, сбивая ажиотаж на наличном рынке.
Следствием валютных аукционов стало и то, что население резко прекратило снимать деньги с депозитов.
Если в начале года население изымало депозиты с целью покрытия обязательств по потребительским кредитам и текущих платежей, то в связи с введением НБУ валютных аукционов, такая необходимость отпала. Если в феврале было снято 5 млрд. грн., то в марте эта цифра уменьшилась в два раза, до 2,4 млрд. грн. Имея возможность покупать валюту в банке, клиенту не нужно было изымать деньги с депозита и нести их в обменный пункт. Здесь сама операция покупки происходила в самом банке и в итоге деньги все равно оставались в финансовом учреждении.
Количество купленной в обменных пунктах валюты за февраль-март уменьшилось в 2,5 раза, с $810 млн. до $330 млн.
Разница между этими цифрами есть тот дефицит валюты, который нужен был заемщикам для выплат процентов по кредитам. Остальная цифра это тот объем валюты, который население скупило по большему счету благодаря ажиотажу. «Сейчас эти деньги лежат «под подушкой» и реальной пользы не приносят. Очень возможно, что эти деньги в скором снова вернуться в систему», – считает Николай Ивченко, руководитель информационно-аналитического отдела «Форекс клуб».
Получается, что здесь банкиры не прогадали и добились желаемого результата. Официальный курс НБУ уже несколько месяцев колеблется в районе 7,7-7,9 грн./$1 (сегодня доллар, правда, упал до отметки в 7,67 грн.). Наличный рынок хоть и более не стабильный, но также успокоился. Еще два месяца назад в обменнике доллар можно было купить по цене 8,5-9 грн./1$, то уже сейчас доллар можно было приобрести по цене 8,05-,8,1 грн./1$.
Собственно валютные аукционы привели к тому, что сам НБУ начал сокращать продажи валюты.
Например, 2 апреля НБУ продал с аукциона коммерческим банкам только $27 млн., тогда как 16 марта объем продаж достиг $46 млн. Сократился также и общий объем интервенций. Если в коне осени ежемесячные вливания в систему со стороны НБУ были на уровне $4 млрд., то в феврале/марте это уже было в районе $17,-1 млрд.
Помимо рыночного влияния банки ощутили на себе и административное влияние со стороны регулятора. С начала года НБУ начал серьезно обращать внимание на соблюдение банками правил торгов на валютной бирже, не секрет, что существует масса лазеек, которые позволяют банкам заниматься спекулятивными сделками по купле/продаже валют, а не направлять валютные потоки по назначению. За два месяца было применено ряд штрафных санкций в отношении банков-спекулянтов, в результате два банка потеряли лицензию на проведение валютных операций.
Стабилизация в финансовой сфере, в свою очередь, повлияла и на сферу производства. Действительно,
в марте кредитование реального сектора выросло на 3,2 млрд. грн., в то же самое время кредитование населения (потребительское кредитование) уменьшается на 3-4 млрд. грн. ежемесячно.
Пока что нельзя сказать, что это системное изменение, но переориентация на кредитование промышленного сектора на лицо. Здесь банки не получают тех сверхприбылей как на кредитовании бытовых покупок, но в отличии от физических лиц, любое предприятие имеет больший шанс расплатиться по кредиту. А для банков это сейчас важнее сверхприбылей. Повышенное кредитование производства «разогревает» экономику. А рост производства – это рабочие места и сокращение безработицы.
В целом,
действие стабилизирующих факторов будет продолжаться, что должно определить стабильный курс гривны на ближайшие несколько месяцев.
Близость выборов заставляет власти держать курс на текущем уровне, что может говорить о сохранении текущего валютного курса до конца года. Но в уменьшении золотовалютных резервов НБУ кроется потенциальная опасность. Это не дает возможность прогнозировать стабильность в курсовой политике на более продолжительное время, чем на квартал. «Во избежание слишком быстрого истощения валютных резервов Национальный Банк будет и впредь сокращать объемы валютных интервенций, — считает глава департамента аналитики инвестиционной компании «Аструм-Инвест» Юрий Белинский, — Но в среднесрочной перспективе, вероятно, допустит девальвацию гривны».