Бензин на заправках Украины может подешеветь уже с середины июля. По мнению экспертов, таким образом отечественный рынок отреагирует — хоть и с опозданием — на снижение мировых цен на нефть и нефтепродукты. Однако ряд аналитиков считают главной причиной текущего подорожания бензина формулу расчета ценового коридора, в которой не учитывается стоимость нефтепродуктов, производимых на украинских НПЗ. Точку в этом вопросе может поставить расширенное заседание экспертной группы при участии Антимонопольного комитета (АМКУ) и представителей рынка.
Мировые цены на нефть снизились
На мировых рынках нефть продолжает дешеветь — в среду, 8 июля, цены снизились до минимальной отметки с 19 мая. Так, августовские фьючерсы на поставку нефти марки WTI на NYMEX упали на 4,4% до $60,14 за баррель, фьючерсы на бензин подешевели на 5,7% до $1,6333 за галлон, на мазут — на 1,6% до $1,6007 за галлон.
Эксперт по энергетическим вопросам Леонид Косянчук отмечает, что тенденция к снижению мировых котировок на нефть наметилась с 16 июня. Вместе с тем, украинский рынок реагирует на это понижение с опозданием, ориентировочно, в 50 дней, что связано с наличием как оптовых, так и розничных запасов бензина у отечественных нефтетрейдеров.
Руководитель Центра энергетических исследований Константин Бородин также считает, что снижение цен на нефть рано или поздно скажется на отечественном рынке. «Учитывая динамику цен на нефтепродукты и сырую нефть в Европе, можно наблюдать тенденцию к снижению. Она очевидна, и рано или поздно должна проявиться и в Украине. Вопрос только в сроках», — отметил он.
Бензин в Украине продолжает дорожать
За период с 26 июня по 3 июля розничные цены на нефтепродукты повысились во всех регионах Украины. По данным UPECO, средние розничные цены на А-95 за этот период выросли на 8 коп. — до 6,71 грн. за литр. В некоторых регионах (например, в АР Крым и Киевской области) средние цены на А- 95 либо вплотную приблизились к 7 грн. за литр или даже превысили эту отметку. Дизельное топливо (ДТ) выросло в цене в среднем на 6 коп — до 5,39 грн. за литр.
По словам директора «Консалтинговой группы А-95» Сергея Куюна, сегодняшняя стоимость бензина при вдвое дешевой, по сравнению с прошлым годом, нефти, обусловлена девальвацией национальной валюты. «Если бы мы имели прошлогоднюю цену на нефть, которая достигала $140-150 за баррель, бензин в Украине сейчас бы стоил 12 грн. за литр. В то же время, если бы мы имели прошлогодний курс доллара, бензин бы стоил 4 грн. 10 коп.», — отметил С.Куюн.
Л.Косянчук считает, что нынешний скачок цен на бензины в Украине объясняется запоздалой реакцией украинского рынка на повышение мировых котировок на нефть, которое наблюдалось в мае.
Со своей стороны К.Бородин видит причину роста цен в изменении формулы расчета, которую использует экспертно-аналитическая группа (ЭАГ) при Минтопэнерго. «В Украине цены растут синхронно с мировым рынком, а падают порознь. Основная причина: изменение ЭАГ формулы расчета ценового коридора на нефтепродукты», — отмечает К.Бородин.
«По расчетам ЭАГ, — продолжает он, — цена на внутреннем рынке рассчитывается, исходя из стоимости импортного топлива. А фактически на всех крупнейших сетях под видом стандартного А-95 продается значительно более дешевый отечественный бензин этой же марки».
Аналогичного мнения придерживаются эксперты компании UPECO. «В Украине нефтепродукты дорожают очень быстро до таких значений, до которых они дорожать не должны», — подчеркивает аналитик UPECO Глеб Простаков.
Он считает, что в Украине не действуют факторы, сдерживающие спекулятивный рост цен. К таким факторам он относит, в частности, дешевизну российской нефти, которая поступает на отечественные НПЗ и на которую ниже транспортные издержки. Кроме того, отметил Г.Простаков, с 20 мая формула расчета рекомендованных цен на бензин игнорирует нефтепродукты украинского производства, которые изначально дешевле.
Украинский фактор
Вместе с тем, директор «Консалтинговой группы А-95» С.Куюн считает, что цена на нефтепродукты в Украине напрямую зависит от внешней конъюнктуры рынка. При этом развитие украинской нефтепереработки не гарантирует снижение цен на бензин в Украине и отсутствие ценовых колебаний.
В подтверждение своих слов он приводит в пример страны Восточной Европы и СНГ (см. Таблицу 1), имеющих различные системы обеспечения нефтепродуктами.
«В Румынии, Литве и Болгарии, которые во многом обеспечены собственным производством, темпы роста цен на АЗС в течение последних двух месяцев вдвое превосходят украинские. При этом, рост цен на бензин А-95 и ДТ, по сути, одинаков, как в странах с „импортной“ схемой снабжения (Эстония), так и для обеспечивающих себя нефтепродуктами собственного производства », — отмечает С.Куюн.
Отставание Украины от Европы по темпам роста цен на бензин во многом связано как раз с отсталостью наших НПЗ, выпускающих преимущественно нефтепродукты невысокого качества, считает С.Куюн.
По его словам, влияние мирового рынка у нас сказывается на конкуренции украинского продукта с импортом, который первым приносит как повышение, так и снижение цен. Аналитики группы «А-95» уверены, что по мере перехода украинских НПЗ на выпуск нефтепродуктов, отвечающих евростандартам, внутренний рынок станет еще более чувствительным к внешней конъюнктуре.
Ценовой коридор
Аналитики UPECO заявляли, что рекомендованный ЭАГ коридор розничных цен на бензины и дизтопливо во второй декаде июня на 15-20 коп./л выше объективных цен. По мнению экспертов, завышение цен на бензины связано с изменением расчета формулы рекомендуемых цен. «С мая 2009 года ЭАГ использует при расчете рекомендуемых цен на нефтепродукты только европейские котировки Platt’s без учета стоимости нефтепродуктов отечественного производства», — отмечают в UPECO.
Исполняющий обязанности главы АМКУ Александр Мельниченко также придерживается мнения, что в ходе расчетов ориентировочных цен не учитывалась себестоимость светлых нефтепродуктов, которые производятся на украинских НПЗ, что способствовало необоснованному повышению цен на бензин.
Вместе с тем, в «Консалтинговой группе А-95» не согласны с позицией сторон, критикующих механизм расчета ориентировочных цен, разработанный ЭАГ. Как отмечает С.Куюн, который является членом ЭАГ, новый подход к прогнозированию розничных цен был инициирован АМКУ после изучения системы ценообразования на украинских НПЗ в начале текущего года.
По словам эксперта, новый механизм расчета ориентировочных цен не показал значительного отклонения от прежнего алгоритма, а в некоторых случаях прежний алгоритм выводит более высокие прогнозные значения цен на АЗС.
«Новая система была апробирована в пилотном режиме на протяжении двух месяцев, показав отклонения от прежнего алгоритма на 3-5 коп./л, притом как в одну, так и в другую сторону», — говорит представитель А-95.
По его словам, параллельный подсчет показывает, что в условиях снижения внешнего рынка прежний алгоритм выводит более высокие прогнозные цены на АЗС, поскольку цены на топливо украинских НПЗ сегодня выше, чем на импортные нефтепродукты. Например, на первую декаду июля расчет по «старой» формуле показывает значение цены на бензин А-95 на 26 коп./л выше, чем по новой системе, увлекающей прогнозы вниз, вслед за резким снижением европейского рынка во второй половине июня, сообщил С.Куюн.
По словам аналитика UPECO Г.Простакова, украинские нефтеперерабатывающие предприятия продают топливо по ценам выше, нежели оптовые цены европейского рынка, по разным причинам. «Необъективность цен, если таковая существует на украинских НПЗ, не предполагает необходимости внесения изменений в формулу. Надо искать механизмы, чтобы лучше контролировать цены на НПЗ, если они необъективны», — указал он.
Со своей стороны АМКУ инициирует проведение расширенного заседания ЭАГ с участием операторов рынка нефтепродуктов. В ходе заседания планируется обсудить обоснованность повышения цен на бензин, а также механизм расчета ориентировочных цен со стороны ЭАГ.
Прогнозы: бензин будет дешеветь
По словам главы Центра энергетических исследований К.Бородина, правительство уже отреагировало на ситуацию, сложившуюся на рынке бензинов. Так, 25 июня состоялось совещание под руководством Первого Вице-премьера Александра Турчинова, на котором разработан план мероприятий, направленных на снижение цен на нефтепродукты. Первым пунктом среди запланированных мер значится пересмотр формулы ЭАГ.
Л.Косянчук считает, что уже с 11 июля украинцы смогут ощутить снижение цен на бензин. На отечественных АЗС он подешевеет в среднем на 10 копеек. Кроме того, считает эксперт, при дальнейшем понижении котировок на внешних рынках тенденция к уменьшению стоимости бензина в Украине сохранится.
С мнением, что цены на украинских автозаправках в дальнейшем будут снижаться, согласен и К.Бородин. По его мнению, временные рамки снижения цен на бензин напрямую зависят от действий АМКУ, который расследует нарушения конкурентного законодательства на рынке, а также от деятельности ЭАГ при Министерстве топлива и энергетики по пересмотру механизма расчета ориентировочных цен.