Все громче звучащие в последнее время угрозы болгарских чиновников пересмотреть или вообще заморозить реализуемые совместно с Россией крупные энергетические проекты – строительство газопровода «Южный поток», нефтепровода Бургас–Александруполис и АЭС в Белене – могут обернуться для Москвы многомиллиардными потерями.
Более того, если угрозы будут реализованы, то они серьезно нарушат стратегические планы России по снижению транзитной зависимости от Украины и Белоруссии при экспорте углеводородов и выходу напрямую на европейский энергорынок.
Вчера представитель «Атомстройэкспорта» (АСЭ) отказался ответить на вопрос «НГ», какие санкции могут быть применены к Болгарии, в случае если эта страна заморозит или вообще откажется от строительства АЭС в Белене. По его словам, компания не раскрывает детали подписанных ранее контрактов. Пока воздерживаются от комментариев по поводу возможного официального отказа Софии от реализации стратегических не только для России и Болгарии, но и всей Европы энергопроектов и российские чиновники.
Между тем свою обеспокоенность планами болгарской стороны пересмотреть энергопроекты выразила Греция. Во вторник вечером министр развития этой страны Костас Хадзидакис заявил, что рассчитывает на успешную реализацию проекта строительства нефтепровода Бургас–Александруполис и на то, что утвержденное в Болгарии новое правительство будет соблюдать совместные договоренности России, Греции и Болгарии. «Мы считаем, что соглашение, которое было подписано, действует, как и обязательства всех сторон, которые его подписали», – сообщил министр на парламентских слушаниях, посвященных внесению законопроекта о признании нефтепровода особо важным проектом.
Реакция Афин последовала после серии заявлений болгарских чиновников о необходимости пересмотра стратегических энергопроектов. «У Болгарии нет денег для строительства таких крупных проектов, как АЭС «Белене», – заявил в опубликованном в понедельник интервью Financial Times (FT) новый министр финансов страны Симеон Дянков. В этой связи, по его словам, Болгария может заморозить проект создания АЭС. При этом, по его словам, новое правительство страны может отказаться и от участия в строительстве нефтепровода Бургас–Александруполис. «Во время кризиса делаются вещи, которые в другой ситуации мы бы не сделали, – цитирует FT Дянкова. – У нас нет финансовых ресурсов на завершение этих проектов».
Ранее о новых планах Софии заявляли также министр экономики, энергетики и туризма Болгарии Трайчо Трайков и тогда еще кандидат в премьер-министры Болгарии Бойко Борисов.
По словам Трайкова, его ведомство пересмотрит все крупные проекты в энергетике, в частности, АЭС «Белене», «Южный поток» и Бургас–Александруполис. При этом в интервью болгарским СМИ министр оговорился, что пока он еще не успел познакомиться с условиями договора на строительство АЭС «Белене» и с пунктами, которые касаются неустоек в случае, если контракт будет прекращен.
В свою очередь, Бойко Борисов, еще не будучи премьером, две недели назад, сразу после победы его партии на парламентских выборах, призвал приостановить переговоры о крупных энергетических проектах, в том числе «Южном потоке» и «Белене». На эти настроения, видимо, не подействовали даже обещания российских властей, которые объявили о готовности предоставить Болгарии на проект АЭС «Белене» госкредит на сумму до 3,8 млрд. евро при условии гарантий со стороны болгарского правительства.
Российские эксперты считают, что Москве, дабы не допустить, чтобы важные для нее проекты были парализованы, придется пойти на серьезные уступки и дополнительные расходы, размер которых пока до конца не ясен и зависит от степени упорства Софии.
Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин считает, что позиция болгар очень сильная. «С одной стороны, она отвечает линии Евросоюза, который стремится избавиться от монополизма «Газпрома» и Москвы, с другой – не исключено, что София таким образом пытается добиться каких-то преимуществ на переговорах, – полагает эксперт. – Прежнее правительство шло на уступки России, однако новые власти вполне могут потребовать пересмотра невыгодных, по их мнению, положений. Я не исключаю, что они в конечном итоге могут и совсем отказаться от российских проектов, по крайней мере в той части, которая касается газо — и нефетпроводов». По его мнению, «Газпром» со своими проектами влез в авантюру, которая изначально выглядела нагло и к тому же не была экономически обоснованна.
«Проект «Бургас–Александруполис» был призван разгрузить Босфор, но сегодня проливы свободны, и компании, занимающиеся перевозкой нефти танкерами, вряд ли в нем будут заинтересованы. Так что на данный момент этот проект уже бессмыслен, – полагает Крутихин. – «Южный поток» должен был снизить зависимость от транзита по Украине, но цена его строительства – свыше 20 млрд. евро – настолько высока, что гораздо проще было бы договориться с украинскими властями о гарантиях транзита под контролем европейских наблюдателей, чем строить столь дорогой трубопровод». Эксперт также отмечает, что «Газпром» повсеместно пытается установить свой контроль за всей цепочкой передачи газа в Европу, что явно не нравится властям транзитных стран и от чего российскому концерну рано или поздно придется отказаться».
В принципе, считает Крутихин, можно строить газопровод и в обход Болгарии: через турецкие воды с выходом на Румынию. «Но тогда, во-первых, как минимум вдвое подорожает подводная часть проекта – с нынешних 5 млрд. до 10 млрд. евро, а во-вторых, неизвестна позиция официального Бухареста, который также не прочь засвидетельствовать свою лояльность Евросоюзу, тем более что «Южный поток» является прямым конкурентом европейскому проекту Nabucco».
Эту точку зрения разделяет и аналитик ИФК «Метрополь» Александр Назаров, который считает проекты «Южный поток» и «Бургас–Александруполис» излишними. «Есть действующие трубопроводы, мощностей которых с вводом Nord Stream и БТС-2 хватит с избытком, – отмечает Назаров. – А «Южный поток» настолько экономически необоснован, что все заявления властей о его строительстве слышать просто удивительно. Болгары ничего не потеряют, поскольку ничего не потратят, так что я с их позицией абсолютно солидарен».
В то же время директор департамента Due Diligence компании «2К Аудит – Деловые консультации» Александр Шток надеется, что Москве удастся урегулировать ситуацию. «Подобные заявления стали довольно частыми, – напоминает эксперт. – Например, при смене руководства в Сербии новые власти также заявляли о возможности пересмотра контрактов с российскими компаниями, однако впоследствии соглашения с сербской стороной были реализованы на прежних условиях». Не исключено, что и ситуация с Болгарией разрешится подобным образом, поскольку София официально пока не объявила о выходе из совместных с Россией проектов, отмечает Шток. «Если же это произойдет, то Болгария потеряет транзитные доходы, которые могла бы получать за прокачку по своей территории нефти и газа, – отмечает аналитик. – К тому же страна останется без АЭС, которая ей необходима. Получить кредит почти на 4 млрд. евро в нынешней ситуации будет очень непросто. Также не стоит забывать о рабочих местах, которые Болгария может получить, если проекты будут реализованы».