Ангела Меркель подтвердила, что ФРГ дает зеленый свет российским инвесторам, а Дмитрий Медведев пообещал наблюдать за российскими инвесторами и объяснил, что инвестиции в Opel, Wadan Yards и Infineon улучшат структуру российской экономики.
Канцлер ФРГ прилетела в Сочи всего на один день, чтобы провести уже третьи в этом году переговоры с российским президентом. За два часа, которые были на них выделены, лидеры двух стран успели обсудить множество проблем. Как сообщил на пресс-конференции Дмитрий Медведев, в ходе переговоров обсуждались и проблемы обеспечения глобальной безопасности, включая проблемы вокруг ядерных программ Ирана и Северной Кореи, и уже традиционно — проблемы строительства газопровода «Северный поток». В преддверии сентябрьского саммита «двадцатки» в Питтсбурге лидеры обсудили и вопросы реформирования международной финансовой системы. Напомним, что Россия поддерживает инициативу канцлера ФРГ принять международную Хартию устойчивого развития, задающую единые правила регулирования мировых рынков для предотвращения мировых экономических кризисов в будущем.
Но как уже писал «Ъ» (см. номер от 14 августа), центральной частью переговоров стал особо важный для Ангелы Меркель в преддверии выборов в Германии вопрос о российских инвестициях в пострадавшие от кризиса немецкие предприятия. Речь идет, как уже сообщал «Ъ», о покупке Сбербанком и Magna автоконцерна Opel, о предложении члена совета директоров «Газпрома» и спецпредставителя президента Игоря Юсуфова по выкупу верфей Wadan Yards у их владельца Андрея Бурлакова и о планах АФК «Система» по спасению германского производителя микрочипов Infineon.
Собственно, стороны вчера и не скрывали, что вопрос о российских инвестициях был в центре внимания переговоров с Ангелой Меркель. Открывая пресс-конференцию, они в один голос заявили, что эти инвестиции дадут жизнь новым проектам, которые будут иметь антикризисное значение для обоих государств.
Немецкие журналисты сразу скептически поинтересовались, где гарантии, что инвестор Юсуфов окажется успешнее, чем приведший верфи к банкротству инвестор Бурлаков. Ангелу Меркель вопрос не смутил. Она объяснила, что при разговорах с инвесторами «необходимо им доверять». По ее словам, господин Юсуфов представил проект по производству новых видов кораблей на базе российского ноу-хау и намерен взять на себя ряд обязательств. Дмитрию Медведеву явно понравились слова коллеги, и он также поддержал репутацию господина Юсуфова как инвестора. «И Россия, и Германия заинтересованы во взаимных инвестициях. Но это должны быть качественные инвестиции, чтобы не только снять пенку,— заявил он.— Мы думаем, что новый пул инвесторов сможет решить производственные задачи. И рабочий коллектив, и работа будут основаны на реальных заказах кораблей. Если таким образом будет построена работа, она увенчается успехом». После этого он пообещал наблюдать за деятельностью российских инвесторов.
На вопрос «Ъ», не полезнее было бы направить российские инвестиции в условиях кризиса в российскую экономику, господин Медведев уверенно ответил, что такого рода инвестиции не отвлекают деньги, а, наоборот, помогают решать самые разные задачи. По его словам, они позволят улучшить структуру российской экономики, из-за сырьевой направленности которой и произошел «весьма сильный провал».
«Что нужно делать для того, чтобы улучшить экономическую структуру? Вкладывать деньги в те сферы, где у нас пока нет нормальной экономической активности. Вложения в Opel и Infineon — это вложение в высокотехнологичные сферы. Это то, чего нам не хватает и что будет способствовать защите от будущих кризисов»,— заявил Дмитрий Медведев.
Тут Ангела Меркель еще раз поддержала российские инвестиции в три проекта, ответив на вопрос «Ъ» об их преимуществах. «У Magna, для которой кооперация с Россией является важной частью, существует многолетний опыт работы в автомобильной отрасли, и они действительно заинтересованы в том, чтобы делать автомобили»,— заявила она, а позже добавила, что заинтересована в скорейшем окончании переговоров между инвесторами.
Пресс-конференция не обошлась и без политических вопросов. На вопрос о причинах недавнего послания украинскому президенту Дмитрий Медведев заявил, что объяснять больше ничего не будет, поскольку «получится только жестче», и добавил, что все это — не вина российской стороны и он не видит «перспектив восстановления нормальных отношений при нынешних руководителях» Украины.