О том, что труженики села должны готовиться к шоковой терапии, белорусский батька заявил, выступая на республиканском празднике урожая «Дожинки-2009».
— Я уже года три готовлю вас к тому, что мы постепенно будем уходить от доплат, дотаций на гектар, килограмм и литр. Та база, которую мы создадим до конца пятилетки, должна обеспечить самофинансирование сельского хозяйства, — подчеркнул он.
Государство взамен позаботится о том, чтобы вернуть простаивающие земли в севооборот, наладить мелиорацию, поднять «социалку». Именно на эти цели и пойдут сэкономленные на субсидиях средства.
Какую цель преследует Минск, делая ставку на финансовую самостоятельность села? Во-первых, покончить с мелкими убыточными предприятиями, работающими с отрицательной рентабельностью, но держащимися «на плаву» благодаря государственной поддержке. Во-вторых, заставить местных производителей быть более конкурентоспособными в рыночных условиях. И в-третьих, понравиться Москве. Сегодня белорусские молочники и сахарозаводчики демпингуют на российском рынке именно благодаря дотациям. А наши крестьяне, не имеющие такой помощи, оказываются в убытке.
Так или иначе, Лукашенко затеял смелый эксперимент. Практически в каждой стране сельское хозяйство является убыточным и поддерживается государством. Исключение составляет разве что Новая Зеландия, которая в 80-х годах прошлого столетия провела радикальную реформу села, полностью отказавшись от любых субсидий сельхозпроизводителям. Но этот опыт стал довольно-таки болезненным для местных крестьян.
Другое дело, что уровень дотаций сельхозпроизводителям в Белоруссии невиданно высок. По итогам прошлого года, он составил 60%, при том, что среднемировой показатель — 15-30%. Это, конечно, позволяет белорусским крестьянам проводить модернизацию производства, закупать современную технику, своевременно расплачиваться с кредитами и т.д. В то же время производители, подсевшие на дотационную «иглу», теряют стимул хоть как-то оптимизировать свои затраты.
Что же касается нашего рынка, то здесь батька надеется на «снятие остающихся торговых барьеров». По его словам, это единственная проблема в отношениях Минска и Москвы. Тем более что с 1 января 2010 года начинает работать Таможенный союз Белоруссии, России и Казахстана.