Говорить о попытках премьер-министра подстраховать страну от газового кризиса в подобном тоне представляется возможным на основе ее недавнего предложения изменить газовый баланс в Украине с помощью наращивания производства биогаза. По словам Юлии Владимировны подобная перемена создала бы возможность более чем наполовину сократить объем импорта российского топлива. Заявленные ею объемы производства альтернативного топливного сырья, при этом, превзошли самые смелые ожидания даже некоторых стран Европы, наработавших немалый опыт в плане подобного переориентированная с привычных углеводородов. Подобную смелость Тимошенко, определенно, можно связывать с чем угодно, кроме здравого смысла.
По заверению премьер-министра, в ближайшие пять лет Украина смогла бы наладить производство уже 20 млрд. кубометров биогаза, несмотря на то, что данная отрасль является далеко не самой развитой в нашей стране. Сегодня подтверждено, что в мире пока не было такого прецедента, чтобы страна производила подобные объемы альтернативного топлива. Даже современный лидер в сфере его производства – Германия – производит всего 12 млрд кубометров биогаза. Не удивительно, что при подобных реалиях заявления Юлии Тимошенко воспринимаются очередным выплеском свойственного ей популизма, такого необходимого премьерше в нынешний период неудач. Даже при всем том, что участники газового рынка называют инициативу госпожи Тимошенко осуществимой, они все равно отмечают ее нецелесообразной, поскольку для реализации столь масштабного производства биогаза Украине понадобится ни много ни мало $12-15 млрд. А это, на минуточку, вдвое больше средств, необходимых для налаживания добычи в стране такого же объема традиционного топлива.
Обращаясь к теме специфики налаживания и реализации производства биогаза в Украине следовало бы отметить, что на сегодняшний день претендовать на какие-то достижения в данной сфере могут только страны, стоявшие у самих истоков получения топлива из органических отходов и удобрений. В плане своеобразного технологического ликбеза стоит заметить, что в качестве сырья при производстве данного альтернативного топлива используется трава, навоз, фекальные осадки, домашние отходы, спиртовая барда, свекольный жом, отходы забойного цеха. При этом, из тонны навоза крупного рогатого скота получается всего 200-350 м3 биогаза. Первая биогазовая установка была построена в Индии, и нашла распространение в Непале, Вьетнаме и Китае. По данным на конец 90-х, наибольшее количество малых биогазовых установок находилось именно в последней. По наличию же средних и крупных установок лидировала Германия, как упоминалось, сохраняющая лидерство и до сей поры.
Что самое примечательное, принимая во внимание то, что первые опыты по производству электричества из навоза были осуществлены еще 25 лет назад, метод так и не получил широкого применения из-за его низкой эффективности. Значительный прогресс был достигнут лишь по истечении прошедшей четверти века в результате напряженных работ, проведенных группой исследователей университета города Сан-Луи Обиспо (Калифорния). По мнению экспертов, в Украине же отсутствует какая бы то ни было разумная политика относительно стимулирования производства биогаза. Периодически лишь делаются пилотные проекты, пишутся отч ёты, но реальной работы не ведётся. При таком отношении государства ждать серьёзных инвестиций в производство биогаза было бы просто наивно, тем более, в случае если речь идет о миллиардах долларов.
На сегодняшний день биогазовое обеспечение производства и населения возможно только на локальном уровне, в случае, если установкой обзаводится отдельно взятый город, или предприятие. При нынешнем уровне освоение Украиной производства биогаза и экономических реалиях лишь редкие промышленные, или сельскохозяйственные предприятия могут пойти на покупку такой технологии, требующей немалых дополнительных вложений на его дальнейшую разработку и техническую поддержку. Куда выгоднее по прежнему остается платить за дорожающий газ. Вот и возникает логичный вопрос, на что рассчитывала Юлия Владимировна в этот раз, обещая украинцам очередное чудо собственного «сочинения»? Конкретные факты свидетельствуют о том, что в заявленных ею начинаниях первоочередным является не что иное, как научно-технологическое освоение биогазовой отрасли. Принимая же во внимание, что подобный процесс предполагает не один год, а средства планируется выделять немалые, вполне реальной вырисовывается та ситуация, когда деньги будут уплачены, ученые работать, время идти, а биогаза как не было так и не будет.
В такой стране, как Украина не ожидать подобного оборота в столь полезном для государства деле было бы верхом наивности. Заявлять же подобные многообещающие возможности со стороны Юлии Тимошенко было своеобразным проявлением ее истинного отношения к своим соотечественникам, как необразованной, «всеядной» в информационном плане биомассе. Вариантов развития в заданном премьером направлении покорения биогазовых вершин может быть как минимум два: либо деньги будут выделены и пущены на неопределенную во времени разработку производства биогаза (а страна при этом будет дополнительно тратиться на приобретение более реального в практическом отношении природного топлива), и Украину в который раз «раскошелят» на нужды метящей в президенты «газовой принцессы», либо заявленная идея попросту окажется одним из многих провозглашенных Юлией Владимировной публичных «пшиков». Что из этого более достойно «места быть», поживем – увидим.