Желание правительства во что бы то ни стало сохранить монополию НАК «Нафтогаз України» на внутреннем газовом рынке снижает конкурентоспособность отечественной экономики. Сейчас промышленность вынуждена платить не только рыночную цену за газ, но и премию, за счет которой госкомпания удерживается на плаву.
Разбиты последние надежды на то, что Украине удастся избежать резкого повышения цены на газ в 2009 году. Президент Виктор Ющенко, поднимавший эту тему в разговоре с российским коллегой Дмитрием Медведевым во время их недавней встречи в Санкт-Петербурге, утешительных вестей не привез. Напротив, вдогонку отбывающей украинской делегации министр иностранных дел России Сергей Лавров высказал предположение о том, что стоимость газа для нашей страны, судя по всему, увеличится вдвое. Глава «Газпрома» Алексей Миллер накануне не скрывал радости по поводу галопирующего роста цен углеводородов в Европе. По его словам, компания формировала бюджет и определяла размер инвестиций на этот год, исходя из средней экспортной цены в размере 310 долларов за тысячу кубометров. Но уже спустя несколько месяцев монополия скорректировала эту цифру до 400 долларов. Сейчас европейцы покупают газ уже по 410 долларов за тысячу метров кубических. Мечта Миллера о капитализации «Газпрома» в триллион долларов уже не кажется несбыточной. Начиная со следующего года, воплощать эту мечту Кремль будет не только за счет европейских, но и украинских потребителей.
У Киева же больше не осталось аргументов, которые позволили бы ему настаивать на поэтапном повышении цены. До сих пор сдерживать рост стоимости газа, несмотря на явное ухудшение отношений с РФ, Украине помогал тезис о низкой платежеспособности местных потребителей. «Газпром» не хотел ломать перспективный рынок. Однако политика, проводимая правительством Юлии Тимошенко на внутреннем рынке газа, продемонстрировала российским партнерам, что перечень уступок исчерпан.
«Нафтогаз» не удержит промышленность
Конечная цена газа для промышленных потребителей в Украине перевалила психологическую отметку в 300 долларов за тысячу кубометров. Несмотря на то что предельная стоимость газа для предприятий не менялась (около 186 долларов за тысячу кубометров), в реальности она продолжала расти. Инструментами послужили внетарифные составляющие цены. Так, за полгода целевая надбавка к стоимости газа (используется для покрытия разницы в цене импортируемых энергоносителей топлива и цене, по которой «Нафтогаз України» продает его предприятиям коммунальной энергетики) менялась несколько раз и в итоге выросла с 4 до 12%. Для бюджетов компаний, формирующих кредитные и инвестиционные портфели на год, это стало настоящей проблемой. Кроме того, с мая этого года госмонополист ввел новую составляющую в цене газа — затраты на реализацию. Что именно НАК включает в это понятие, объяснить сложно.
Стоимость топлива на пути от границы до задвижки на отдельно взятом предприятии вырастает в полтора раза — на сто долларов. Тогда как цена среднеазиатского газа, поставляемого в Украину RosUkrEnergo (RUE), вырастает на 20-40 долларов (эти цифры уже включают расходы на транспортировку по территории России). Едва ли совладельцу RUE — ОАО «Газпром» — такая ситуация кажется нормальной.
Подорожание газа, которое поначалу воспринималось как объективный процесс, стимулирующий модернизацию экономики, сейчас стало фактором снижения ее конкурентоспособности. Финансовые проблемы НАК привели к тому, что индустрия стала платить за энергоносители даже больше, чем объективно необходимо, еще более разгоняя инфляцию в стране. Практика ценообразования газа вызвала возмущение промышленных кругов. Свое недовольство выразили даже те компании, которые до сих пор с пониманием относились к удорожанию энергоресурсов. Так, перманентное повышение цены на газ, не подкрепленное экономическим обоснованием, всерьез обеспокоило компанию «Арселор Миттал Кривой Рог» (бывший меткомбинат «Криворожсталь»). При этом тарифы для категорий потребителей, действительно нуждающихся в либерализации цен (население, бюджетные организации и тепло-коммунальная энергетика), все еще не покрывают даже себестоимости топлива.
С марта нынешнего года НАК «Нафтогаз України» начала кампанию по привлечению потребителей газа. В ней был использован весь спектр рычагов административного давления, вплоть до отключений газа, как в случае с ОАО «Ровноазот» и Крымским содовым заводом. Предприятия не спешили расторгать контракты с действовавшим на то время поставщиком — «Укргаз-Энерго» (УГЭ). В то время НАК «Нафтогаз України» не могла подтвердить свое право собственности на газовый ресурс. Так, в мае госмонополист продолжал завозить топливо контрабандой — компания оплачивала лишь треть от выставляемых ей таможенных платежей. В связи с этим у многих предприятий-экспортеров появились проблемы при возврате НДС. Часто возникала неразбериха с предоплатой потребителей за газ. Причина этих проблем тривиальна — «Нафтогаз України» не обладает достаточным объемом оборотных средств. Компанию связывают огромные долги: по состоянию на сегодняшний день она все еще должна RosUkrEnergo 800 млн долларов, еще 55 млн пени за просроченную задолженность трейдер пытается выбить из НАКа в Стокгольмском арбитраже. Кроме того, по информации «Эксперта», госкомпания должна около 1,2 млрд гривен облгазам за транспортировку топлива, а также собственной дочерней компании — «Укртрансгаз» — еще свыше 850 млн гривен. Хроническое безденежье некоторых газораспределительных предприятий уже привело к началу массовых увольнений, которые грозят вылиться в сбои в работе этих предприятий.
Неудивительно, что с появлением на рынке стопроцентной дочерней структуры «Газпрома» — компании «Газпром сбыт Украина» — часть крупнейших потребителей заключила контракты именно с ней. Одним из первых от услуг НАКа отказались металлургические предприятия, входящие в холдинг «Метинвест» Рината Ахметова. Здесь считают, что сейчас «Нафтогаз України» не в состоянии обеспечить стабильные и бесперебойные поставки топлива на предприятия. Уже в этом месяце компания «Газпром сбыт Украина» намерена выйти на поставки одного миллиарда кубометров топлива в месяц. Продолжать наращивать клиентскую базу ему мешает только одно — лимит в 7,5 млрд м3, установленный для компании Национальной комиссией регулирования электроэнергетики.
Изменения обратимы
Интересно, что, несмотря на громкие заявления Юлии Тимошенко, на рынке продолжает действовать компания «Укргаз-Энерго». Сейчас она оспаривает в судах постановление Кабинета министров о том, что единственным импортером газа в страну является «Нафтогаз України», и одновременно распродает топливо, закачанное ранее в хранилища (около трех миллиардов кубометров). Еще одна деталь: долгосрочный контракт на поставку газа между RosUkrEnergo и УГЭ никто не отменял (контракт действует до 1 января 2012 года), тогда как соглашение между НАК «Нафтогаз України» и RUE ограничивается сроком до конца этого года. Это означает: если по каким-то причинам НАК не сможет своевременно оплачивать поставки газа импортерам, возврат к предыдущей схеме не займет много времени. А пока все к этому и идет — госмонополист продолжает наращивать задолженность: сбор денег с потребителей продвигается туго (только задолженность предприятий теплокоммунэнерго приближается к двум миллиардам гривен), и ситуация вряд ли улучшится, учитывая, что с июня расценки на газ для теплокоммунэнерго также начали повышаться. К отопительному сезону компания может вновь выйти с миллиардной в долларовом эквиваленте, а то и большей задолженностью перед импортером газа, а также огромными внутренними долгами. С повышением цены газа в 2009 году кассовый разрыв окончательно превратится в кассовую дыру для НАК «Нафтогаз України», выбраться из которой будет невозможно.
Уже сейчас в компании всерьез говорят о необходимости нового кредита на два миллиарда долларов. По официальной версии, эти деньги необходимы для начала закачки газа в подземные хранилища, но на самом деле большая их часть уйдет на покрытие текущего дефицита. Учитывая нынешнее финансовое состояние НАКа, компания может взять взаймы только под госгарантии. Заложить в бюджет лишние пару миллиардов долларов в нынешних условиях едва ли реально.
Желание правительства во что бы то ни стало сохранить монопольное положение НАКа на рынке может дорого стоить экономике. Компания уже не способна сдержать рост цены импортного газа, более того — она лишь способствует его удорожанию на внутреннем рынке. При этом вряд ли «Нафтогаз України» может надеяться на получение больших прибылей от продажи топлива промышленным потребителям. Так, прибыль «Укргаз-Энерго» в 2006 году составила свыше 170 млн долларов, хотя годом ранее НАК получила от этих же операций убыток почти в 100 млн. Задача не просто сесть на денежный поток, но и научиться им правильно управлять: эффективно собирать деньги с потребителей, вовремя рассчитываться с импортером и другими контрагентами (транспортирующими организациями, обл — и горгазами). Если работа с двумя-пятью процентами рентабельности вполне приемлема для частного трейдера, то для огромной бюрократизированной государственной компании, несущей непомерное налоговое бремя и практикующей перекрестное субсидирование, этого заработка недостаточно.
Заглянуть в 2009-й
На этом фоне заявления о необходимости реструктуризации НАК «Нафтогаз України» звучат все сильней. Функции по добыче, транспортировке и реализации энергоносителей больше не могут эффективно выполняться в рамках одной компании. На первом этапе необходимо выделить продажу газа промышленности и теплокоммунэнерго в отдельные сегменты, оставив добычу, транспортировку и продажу газа населения в рамках одной структуры. Но лишь до тех пор, пока цена топлива для населения не достигнетрыночной. На втором этапе необходимо разделить добычу и транспортировку, окончательно отказавшись от трансфертного ценообразования.
Либерализация цен и сохранение монополизма при продаже газа — два разнонаправленных вектора. Конечно, говорить о настоящей конкуренции трейдеров на рынке можно лишь после того, как будет разрушена монополия «Газпрома», что, повидимому, произойдет еще не скоро. Однако уже сейчас близкие к российской компании трейдеры — «Газпром сбыт Украина» и «Укргаз-Энерго» — демонстрируют большую эффективность по сравнению с НАК «Нафтогаз України». Хотя оба предприятия закупают ресурс по одинаковой стоимости и продают его по тем же, что и госкомпания, ценам, реальная маржа у них намного ниже, чем у монополиста.
С момента своего создания в 1998 году НАК «Нафтогаз України» выполняла две основные функции: дотировала население и была налоговым донором бюджета. Но по прошествии десяти лет компания себя исчерпала. Дотации населению осуществляются уже не из прибылей от транзита газа или его реэкспорта, а за счет промышленных потребителей. Предприятие не столько рассчитывается с бюджетом, сколько просит у него в долг (речь идет об отсрочках по уплате налоговых и таможенных платежей). Правительство все еще пытается решать проблемы по мере их поступления, тогда как наступило время попытаться заглянуть в будущее — хотя бы в 2009 год.
С тегами: Виктор Ющенко Газпром Крым Нафтогаз Украина