То, что у нас в Украине закон как дышло, ни для кого давно секретом не является. В нашей стране сплошь и рядом наблюдается перекручивание, и даже полное изменение смыслового наполнения тех, иногда совершенно необходимых и правильных положений, которые принимаются законодательными органами. Регулярно такими переделками пользуются государственные структуры, пользуясь незнанием «пересічних» граждан страны своих прав и возможностей. Одним из таких, как назвал его Бенджамин Франклин, «неизбежных» органов является Государственная налоговая администрация, ведь, по его мнению, в этом мире неизбежны только смерть и налоги.
Заплати налоги и спи спокойно. На лавочках, в подвалах, на вокзале…
Стоит начать с налоговой политики страны, стремящейся в европейскую общность. Снова и снова вызывает сомнение тот факт, что мы имеем не только географическое право считать себя европейцами. Подсчитано, что в нашей стране налогоплательщик для того, что бы спать спокойно, должен заплатить 99 (!) налогов. А на их полное погашение придется потратить 2 085 часов (или 260 рабочих дней). Проще говоря, для того чтобы полностью соблюсти украинское налоговое законодательство, бухгалтер должен практически целиком заниматься исключительно урегулированием налоговых дел. Ни на что другое у него времени не останется. А, ведь, еще текущей работы необходимо сделать ой как много. В свою очередь, в Европе таких налоговых «извращений» далеко не так много: у нашего западного соседа Польши количество налогов вдвое меньше. Да и времени у бухгалтера останется на другую работу в четыре раза больше. О Мальдивах нам вообще стоило бы и не говорить – у них один налог, на который в год тратится один час: рай, как для туристов, так и для местных бухгалтеров.
Наши же налоговые органы относятся к своим налогоплательщикам не как к партнерам (в Европе это именно так), а как к презренным вассалам, которые обязаны платить дань им лично. Даже для пенсионеров и социально незащищенных групп налоговая нагрузка составляет 47,5 % их дохода. Забирать у бедных половину их дохода, чтобы, якобы, раздать им же обратно? Не вызывают сомнений абсурдность и аморальность такой системы. Поэтому, действия различных фирм и украинских граждан по уходу в тень вполне объяснимы. Ведь, в такой ситуации выжить можно лишь только пряча свои капиталы, так как смысла работать с такими налогами просто нет. Даже в средневековой Европе граждане имели право подняться против своего владыки, если тот «зажимал» их слишком высокими налогами. Тогда речь шла о налоговой нагрузке порядка 20 %. Так что, современная терпеливость украинцев (полная налоговая ставка у нас 57,3 %) относительно национальных фискальных органов вызывает восхищение.
В стране практически нет убыточных и прибыльных предприятий: есть только сплошные нули
Наши современные отечественные налоговики придумали очень интересный ход: компаниям не разрешается показывать объект налогообложения, который имеет отрицательное значение, т. е. в официальных документах, которые подаются в налоговые органы в качестве отчетов, предприятие не имеет права быть убыточным. Иными словами, отчеты с убытком не принимаются. Чем они это объясняют, остается неизвестным, во всяком случае, внятного ответа пока еще никто не слышал. Хотя в законодательстве говорится о том, что районные налоговые администрации обязаны принимать все отчеты, как с прибылью, так и с убытком. Налоговики же, в свою очередь, несмотря на законы, предлагают бухгалтерам и предприятиям альтернативу: вместо «минуса» путем элементарных математических операций (сложения и вычитания) в отчете сделать ноль, перенося убытки на следующий квартал. И вышло у нас как в армии: «плохо, зато единообразно» – компании, которые укрывают налоги, стараются увеличить свою расходную часть, а убыточные, наоборот, уменьшить. Реальную же ситуацию увидеть оказывается просто невозможно.