Иногда, складывается впечатление, что наш президент, вероятно, скрытый даосист. Ведь главный принцип, сформулированный мудрым Лао-Цзы, гласит: “Ничегонеделание — есть великое делание”. Камо грядеши
Несмотря на поистине черепашьи темпы перехода от слов к делу — 2008 год, возможно, все же войдет в историю отечественного углепрома. Войдет как первый год начала реального реформирования отрасли. В 2006 году в стране было добыто 80 млн. тонн угля, в 2007 году — 75 млн. тонн, за семь месяцев текущего года — 46 млн. тонн. 14 мая текущего года правительство приняло концепцию реформирования угольной отрасли. Одна из сверхзадач данного документа — проведение масштабной приватизации в угольной промышленности. Согласно концепции, 120 шахт для приватизации должны быть объединены в 22 лота. В каждый лот вошли и прибыльные шахты, и убыточные, а также шахты с достаточным запасом угля, которые планировалось закрыть.
Однако, по откровенному признанию министра угольной промышленности Виктора Полтавца, “пока дело не движется”. 27 августа в Донецке он ответил, почему до сих пор за данными лотами не выстроилась очередь. “Первоначально мы выставляем лоты предприятий, которые с некоторыми недоработками, а в заключении будем выставлять предприятия, которые прельщают инвесторов, чтобы не получилось, как было до этого. Лучшее приватизируется [лучшие госкомпании], а более сложные останутся снова у государства”, — отметил Полтавец.
Кадровый голод
По словам министра, сегодня “в среднем не хватает по Украине 8 тыс. проходчиков и 4-5 тыс. рабочих очистного забоя”. Чтобы решить проблему с кадрами необходимо, считает Полтавец, принять закон о престижности шахтерского труда, поднять уровень заработной платы горняков и осуществить максимальное техническое перевооружение шахт.
Для притока специалистов в угольную отрасль необходимо ее модернизировать, Так как “сегодня молодежь не идет на лопату, на лом, она любит сейчас управлять с помощью кнопок, механизированными комплексами… ”.
Министр также сообщил, что каждому угольному госпредприятию “дана команда, чтобы бывшие профтехучилища в каждом городе, которые переквалифицировались и готовят сегодня поваров, парикмахеров, модельеров, вернуть в отрасль”. “В каждом производственном объединении должна быть горнопромышленная школа, должен быть набор молодых людей на основные горные профессии”, — подчеркнул министр.
При этом Полтавец с сожалением отметил, что горные факультеты техникумов и вузов преквалифицировались сегодня на выпуск менеджеров и финансистов. “Сейчас даже из тех малых объемов выпуска молодых специалистов, к сожалению, единицы процентов идут на производство, на шахты. Если мы эту тенденцию не переломаем, а мы ее обязаны переломать, конечно, с кадрами будет катастрофа”, — заявил министр.
Между моргом и реанимацией
Собственно действительно привлекательными для потенциального инвестора могут быть только рентабельные шахты. По смелому признанию министра таких лакомых кусков в отечественном углепроме всего пять. Три шахты — в Донецкой области и две — в Луганской.
Сегодня в процессе закрытия находится 101 шахта. И в ближайшее время к ним должны добавятся еще 13 шахт.
Однако, оказывается, примерно половину из них можно реанимировать. Министр привел пример, что три шахты в Шахтерском районе Донецкой области, одна из которых была на стадии реструктуризации, а две уже практически передавались на закрытие, реанимировали с помощью инвестиций. “Сегодня эти шахты уже дают 500 тонн угля в сутки, естественно — с помощью инвестора. К концу года мы рассчитываем добыть 1200 тонн, до этого давали только 50 тонн угля в сутки”, — рассказал Полтавец.
Также он отметил, что для реанимации некоторых угольных предприятий их группируют вместе и решают проблемы по увеличению добычи угля. По словам министра, в Донецке “мы три шахты группируем вместе — шахту “Лидиевка”, шахту №4-21 и шахту “Моспинская” в отдельное госпредприятие, концентрируем на этих трех умирающих шахтах людские и финансовые ресурсы для того, чтобы была возможность их развивать и не закрыть”. По прогнозам Полтавца, уже в начале 2009 года это госпредприятие выйдет на добычу около 1 тыс. тонны угля в день, и это будет хорошим показателем, учитывая, что до объединения “они ничего не давали”.
“То есть, там, где есть возможность реанимировать — мы продолжаем рассмотрение каждой шахты, мы их, безусловно, не отдадим под закрытие, найдем возможности реанимировать”, — подчеркнул министр. И добавил, что эти шахты среди других “выставлены в лотах на приватизацию”.
Так говорил президент
Выступая на торжественном собрании по случаю Дня шахтера в Донецке 28 августа Виктор Андреевич уже традиционно обещал многое.
Президент отметил что если бы действующая власть дала возможность шахтам продавать свой уголь по рыночным ценам, то шахты были бы рентабельными. Если государство не создает условий, при которых каждый шахтер, каждая шахта получал бы столько, сколько стоит уголь на рынке, то ни один социальный закон не поможет улучшить жизнь шахтеров. “Потому что первой меркой уважения к любой профессии является ее оплата, оплата за сделанный труд”, — подчеркнул Президент.
Глава государства отметил, что сегодня на рынке уголь не продается дешевле, чем за 600 гривен, в том числе это касается и украинского рынка, и поэтому покупать у наших шахт уголь по 435 гривен — это свидетельство некомпетентности и неуважения к отрасли, а также — к шахтеру. “Даже если мы воспроизведем ценовой эквивалент, если мы даже в “Октябрьском руднике” будем платить за тонну 635 или 650 гривен, и этого будет маловато, безусловно, государство должно стоять рядом, если оно в своем секторе собственности держит этот объект”, — добавил Президент.
Глава государства отметил, что сегодня “проблемой номер один” в угольной отрасли является то, что теме ее реформирования не было уделено достаточно внимания со стороны профильного министерства, исполнительной власти, шахтных управлений. “Украинскому правительству, Министерству угольной промышленности все нужно сделать для того, чтобы то, о чем мы говорили годами, сегодня превращалось в действие. Это то, что сегодня нужно шахтеру, угольной отрасли и государству”, — заявил Ющенко.
По мнению главы государства, ключевое место в реформировании угольного сектора должны занимать частные инвесторы. “Не нужно бояться акционирования, не нужно бояться, что рядом с государством появляется другая ответственная сторона, что при правильном мотивировании принесет деньги, которые государство никогда не принесет в эту отрасль, даст людям зарплату, рабочие места, безопасность, а стране — эффективно работающую экономику”, — отметил Президент.
Глава государства также выступил за упрощение порядка лицензирования добычи угля малыми и средними предприятиями. “Я дам поручение правительству проработать и упростить действующий порядок лицензирования”, — сказал Ющенко, отвечая на вопрос о способах борьбы с нелегальной добычей угля, в частности в Донецкой области.
Радужные перспективы
По словам Виктора Полтавца, в ближайшее время в Украине должны быть построены три новые шахты, что позволит увеличить добычу угля сразу аж на 10 млн. тонн в год. В частности, новые шахты построят во Львовской области (“Червоноградская”), в Донецкой (“Краснолиманская — Глубокая”) и в Луганской области (“Новосветловская”).
По информации министра запасы угля на всех этих трех шахтах составляют около 500 млн. тонн. Это означает, что после ввода в строй они смогут быть флагманами отечественного углепрома еще не одно десятилетие. Суждено ли эти наполеновским планам реализоваться? Ведь, как говорил Лао-Цзы, “Cвятой муж”, управляющий страной, старается чтобы мудрые не смели сделать чего-нибудь. Когда все сделаются бездеятельными, то (на земле) будет полное спокойствие”.