Главная » Компании » Освоить северные территории. Зачем России энергия Арктики

Освоить северные территории. Зачем России энергия Арктики

В среду Совет безопасности России обсуждал важнейшую для страны тему — освоение ресурсов континентального шельфа арктических морей (большую часть этих ресурсов в российской части Арктики составляют нефть и газ). «Можно утверждать, что от того, насколько эффективно будут освоены северные территории, будет зависеть стабильное развитие отечественного ТЭКа, а также решение многих социальных вопросов в указанном регионе», — такова точка зрения профессора Валерия Грайфера, председателя Совета директоров ОАО «ЛУКОЙЛ».

Эксперты сходятся во мнении, что в освоении ресурсов континентального шельфа настоящего успеха можно добиться, лишь выстроив всю логистическую цепочку доставки углеводородов от места добычи до потребителей. В этом смысле пока не имеет аналогов в мире система морской транспортировки крупных партий нефти, которая была создана и в начале лета запущена в Заполярье оператором проекта Варандей — компанией «Нарьянмарнефтегаз» (СП «ЛУКОЙЛа» и ConocoPhilips) при участии ведущей российской танкерной компании ОАО «Совкомфлот». С варандейского терминала, расположенного на побережье Баренцева моря, начаты регулярные отгрузки сырой нефти танкерами типа «Василий Динков» (водоизмещение — 70 000 тыс. тонн), принадлежащими группе компаний «Совкомфлот».

«Василий Динков» участвует в перевозках с терминала Варандей с июня 2008 года. Второй танкер серии — «Капитан Готский» — начал операции на Варандее в июле 2008-го. Третье судно, которое будет обслуживать варандейский проект — «Штурман Альбанов», — будет принято в эксплуатацию через несколько месяцев. Все три танкера по сути создают «энергетический мост» Варандей — Мурманск. Суда названы именами россиян, которые в разные годы много сделали для освоения российского Севера. Василий Динков — один из выдающихся руководителей нефтяной и газовой промышленности СССР. Михаил Готский — известнейший российский полярный капитан, разработавший основы гидрографического обеспечения трассы Севморпути. Валерий Альбанов — один из первопроходцев Арктики, прообраз которого — под именем штурмана Климова — использовал Вениамин Каверин в романе «Два капитана».

Для нашей страны начало морской транспортировки нефти с терминала Варандей открывает новые возможности для выхода на перспективные рынки, сходятся в оценках эксперты. Президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов уже высказал мнение, что новый российский транспортный коридор позволяет с наименьшими затратами экспортировать нефть по кратчайшему морскому пути в страны Европы и Северной Америки.

Стоит пояснить, что Варандейский терминал предназначен для экспорта нефти, добываемой «ЛУКОЙЛом» в Тимано-Печорской нефтегазовой провинции. Экспорта именно по морю. Уникальность его в том, что в таких высоких широтах и в таких суровых климатических условиях российские пароходства, да, впрочем, и никакие другие, не занимались регулярными перевозками крупнотоннажных партий нефти.

— Челночные перевозки во льдах в условиях экстремально низких температур требуют особой организации, серьезной работы по подбору кадров, уникальных технических и технологических решений, — говорит генеральный директор ОАО «Совкомфлот» Сергей Франк. — Опыт эксплуатации танкеров серии «Василий Динков» позволит найти наиболее правильные технические решения для создания судов, которые в будущем повезут сжиженный природный газ и нефть с месторождений Штокмана, полуострова Ямал, устья Оби.

— Конечно, при разработке проекта и строительстве танкеров серии «Василий Динков» мы постарались учесть лучшие из существовавших на тот момент технических решений, предусмотреть все возможные риски, которым суда будут или могут подвергаться. Но впереди более серьезная задача — перейти от математических расчетов и бассейновых испытаний к реальной эксплуатации в условиях Крайнего Севера, — считает капитан дальнего плавания, генеральный директор компании «Совкомфлот-Варандей» Игорь Панков.

Так совпало, что начало перевозок углеводородов из Заполярья произошло в год 20-летия образования акционерного общества «Совкомфлот», обладающего крупнейшим в мире специализированным флотом для работы в ледовых условиях.

Совсем недавно завершена консолидация принадлежащих государству активов в ОАО «Совкомфлот» и ОАО «Новошип». В России создана судоходная компания, занимающая ведущие позиции на мировом рынке именно в тех сегментах морской транспортировки энергоносителей, которые наиболее востребованы российской внешней торговлей, и обладающая достаточным ресурсным потенциалом, прежде всего для полномасштабного участия в реализации транспортно-логистических схем доставки нефти и сжиженного природного газа с шельфа арктических и дальневосточных морей. А в том, что будущее перевозок энергоносителей — за Арктикой, никто не сомневается. Косвенно, кстати, об этом свидетельствует тот факт, что за нашими моряками и капитанами во всем мире идет охота. Кадровая, конечно. "В России отлажена хорошая система подготовки моряков, — считает член правления ОАО „Совкомфлот“ капитан дальнего плавания Сергей Поправко. — Да и знания о районах плавания передаются нашими моряками из поколения в поколение. К примеру, кто лучше капитанов-дальневосточников может знать особенности плавания в районе портов Де-Кастри, Пригородное или будущего порта Козьмино, куда придет трубопровод „Восточная Сибирь — Тихий океан“ и где уже работают или будут работать суда группы компаний „Совкомфлот“.

— Плавание в Баренцевом море сложное: летом туманы, а осенью, зимой и весной зачастую приходится плавать в штормовых условиях, — рассказывает „Известиям“ капитан танкера „Василий Динков“ Александр Попутников. — Полярные ночи, резкая смена температур, дрейфующие льды… Но для профессионалов, не один год проработавших в этих водах, дело привычное.

Теперь первый в мире морской ледостойкий причал Варандей будет работать за Северным полярным кругом в режиме круглогодичной навигации. Как полагают эксперты, объемы перевалки сырой нефти через терминал в Баренцевом море будут составлять около 12 млн тонн в год.

По заказу компании „Совкомфлот“ российские „Адмиралтейские верфи“ строят еще два танкера аналогичного „Василию Динкову“ класса. Это „Михаил Ульянов“ и „Кирилл Лавров“, которые будут возить нефть с месторождения Приразломное, принадлежащего ОАО „Газпром“. Выступая на торжественной церемонии закладки киля первого судна, вице-премьер Сергей Иванов назвал их строительство „настоящим технологическим прорывом в отечественном судостроении“, подчеркнув исключительную важность взаимодействия отечественных судостроительных предприятий, нефтегазовых и судоходных компаний для возрождения индустриального и транспортного потенциала страны. Эксперты отмечают, что строительство высокотехнологичного флота — более перспективное направление развития для российских судостроителей, нежели попытка соревноваться с азиатскими корабелами в создании стандартных, т.н. конвенциальных, судов. Как подтвердили в „Совкомфлоте“, „Михаил Ульянов“ будет спущен на воду уже в ноябре нынешнего года.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Вал российского зерна ведёт к снижению мировых цен вдвое от пиковых значений

Россия уверенно закрепляет свои доминирующие позиции на рынке пшеницы, сообщает Bloomberg.