Главная » Компании » Если эра дешевого продовольствия и вправду прошла…

Если эра дешевого продовольствия и вправду прошла…

Самые опасные конфликты в нашем мире случались из-за религии и идеологии — воистину, человек жив не только хлебом единым, пусть это иногда и трагично. Но когда хлеба не хватает на всех, брожение умов начинается и по этому поводу. А хлеб в последнее время стал весьма и весьма дорог: по подсчетам Всемирного банка, в последние три года мировые цены на продуты питания поднялись на 83 процента.

На Гаити, в Египте и в Эфиопии из-за еды уже начались бунты. В Пакистане и Таиланде поля и продовольственные склады охраняются с помощью армии. Многие страны ограничивают или вовсе прекращают экспорт продовольствия. По словам президента Всемирного банка Роберта Зеллика (Robert B. Zoellick), в зону риска «хлебных бунтов» попадают 33 государства. Голод может снова начаться в Северной Корее, в некоторых странах Африки, а также — и для американской внешней политики это будет катастрофой — в Афганистане.

В росте цен на еду многие обвиняют биотопливо. В адрес американской и европейской программ по производству этанола, разработанных с целью предотвратить изменение климата и что-то противопоставить нефтяному импорту из стран ОПЕК, регулярно раздаются упреки в том, что они вырывают кусок хлеба изо рта голодающих. Министр финансов Индии даже назвал этанол «преступлением против человечества».

Действительно, проблема налицо. Чем больше кукурузы превращается в этанол, тем меньше ее отдадут людям или скормят скоту. В американском «сельскохозяйственном поясе» подобное только поощряется — как мощными субсидиями на производство этанола, так и снижением базы топливного налога на 51 цент за галлон топлива. Что касается субсидий, то с экономической точки зрения это и до сырьевого кризиса было весьма сомнительное предприятие, и их роль в ужесточении положения бедных во всем мире — лишь один из аргументов в пользу их сокращения.

И все же влияние этанола не стоит преувеличивать. По данным Международного исследовательского института продовольственной политики (International Food Policy Research Institute), представители которого весьма критически относятся к производству этанола, биотопливо дает от 25 до 33 процентов роста цен на продукты; по данным ФАО, Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, эта цифра составляет 10-15 процентов. Основных причин кризиса три: засуха в Австралии, одном из крупных экспортеров зерновых; повышение цен на нефть, из-за которых повышается и стоимость продовольствия, поскольку нефть и входит в транспортную составляющую, и идет на производство удобрений; а также бурный рост спроса на продовольствие в Китае, Индии и других странах мира, экономическое положение которых в последнее время очень улучшилось. Теперь там не просто потребляют больше риса или зерна — там потребляют больше мяса животных, которых, в свою очередь, откармливают тем же зерном. И эта тенденция очень сильна, причем, в отличие от засухи в Австралии или нефтяной инфляции, ее-то ни у кого не повернется язык в чем-либо обвинить. То, что сотни миллионов людей в Азии вышли из-за черты бедности — поистине историческое достижение.

Чтобы ситуация не вышла из-под контроля, Соединенные Штаты должны внести свой вклад и помочь Всемирной продовольственной программе ООН закрыть 500-миллионную брешь в бюджете. Кроме того, Конгресс должен изменить американские законы, чтобы американские благотворительные организации могли закупать продовольствие в самих развивающихся странах и дать заработать местным производителям. А в более долгосрочном плане и США, и многосторонние организации должны также поддержать инвестиционные программы в сельском хозяйстве развивающихся стран — в том числе вложиться в исследования по повышению урожайности основных культур, на которые в последние 25 лет год от года тратится все меньше и меньше средств.

Нынешний кризис завтра может открыть новые возможности. Если эра дешевого продовольствия и вправду прошла, то, значит, повышение цен стимулирует местное сельское хозяйство в Африке и других регионах, которые сегодня зависят от импорта. И вероятность такого результата очень сильно повысится, если Соединенные Штаты и Европа наконец отменят расточительные субсидии и торговые барьеры, которые помогают их фермерам набивать карманы и попутно искажают международный рынок продовольствия за счет нищеты других людей.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

x

Check Also

Просчёты ЕС и США привели к росту цен на дизельное топливо

Цены на дизельное топливо в Соединенных Штатах достигли исторического максимума, вызвав удивление даже в контексте растущей стоимости сырья. В США, стоимость дизеля поднялась выше отметки в 140 долларов за баррель, и подобный рост также отмечен в Европе.