Сегодня аналогичное мероприятие – с представителями банков, аграрной и строительной отраслей. Его плодом должен стать антикризисный пакет-2. Официально – это помощь сталеварам и пиар-атака на президента. Неофициально – поддержка пострадавшего от кризиса Лакшми Миттала… То, что банковский кризис – это цветочки по сравнению с падением спроса на металл, понимают даже обыватели. 41% процент поступления валюты давала реализация метала, еще 10% – минеральное сырье. И сколько бы мы ни пыжились на тему, какие неисчерпаемые интеллектуальные и природные ресурсы у нашей необъятной родины, сытно есть и сладко спать удавалось за счет все тех же мартеновских печей. Монокультурная экономика, что тут скажешь.
Мировой кризис черной металлургии поставил крест на благополучии нашей страны так быстро, что некоторые олигархи не успели достроить свои особняки. Да, нужно признать, что прибыль от металлоэкспорта распределялась неравномерно – часть в бюджет, часть на личное потребление и совсем чуть-чуть – на модернизацию производства.
Тем временем неугомонные китайцы, скопировав опыт сталинской индустриализации, не покладая рук, строили новые, с иголочки металлургические комбинаты. Вспоминая на каждом углу преступление века – голодомор, мы почему-то забываем, что вырученные от экспорта зерна деньги, за которые украинские крестьяне действительно заплатили своими жизнями, не были пропиты партийной верхушкой. Они пошли на закупку самого дорогого и современного капиталистического оборудования для наших социалистических заводов. И на выращивание специалистов на основе западных методик, поскольку свои уничтожили, а науку – выдавили за кордон.
Снести все старое, купить все лучшее – оказалось самым правильным подходом в истории технического прогресса. И это вовсе не пропаганда сталинизма как отвратительного кровожадного явления, а констатация исторического факта, которым китайцы воспользовались на практике, а мы нарочито забыли.
До тех пор, пока в Поднебесной строили электропечи, продукция наших мартенов шла на ура. Сейчас, когда китайские мощности заработали, предлагая мировому рынку более качественную сталь по традиционно демпинговым ценам, у остальных начались проблемы со сбытом. Если бы не кризис, они не ощущались бы так остро. Но в условиях глобального снижения спроса вдруг оказалось, что склады наших предприятий затоварены непроданной продукцией на месяц и больше вперед, соотношение цены и качества не устраивает потребителей на внешнем рынке, а внутренний больше не закупает, и что делать в такой ситуации – непонятно.
Ждали доброго слова от президента. Но в понимании обитателей Банковой металлургия – это упитанные капиталисты с пророссийскими лозунгами в карманах. Поэтому в президентском законопроекте была сделана ставка на аграриев (село – «це наше, рідне, воно Шевченка любить») и банки (не будем забывать, что Виктор Андреевич – банкир). О металлургах и машиностроителях просто не вспомнили.
Тимошенко, из политических соображений позволившая гаранту «выступить» со своим «жабьим законопроектом», предприняла попытку продемонстрировать, что правительство видит кризис в ГМК и готово помочь в его преодолении.
Вчера, 10 ноября, она провела совещание с представителями горно-металлургического комплекса. Заслушала их стенания, высказала несколько общих замечаний. Результатом встречи стало подписание Меморандума о взаимопонимании между Кабинетом министров Украины, Федерацией металлургов Украины и объединениями профсоюзов. Документ предусматривает поддержку предприятий ГМК в период кризиса, а также их обязательства по соблюдению прав трудовых коллективов предприятий.
Цитирую информагентства. Юлия Тимошенко сообщила, что правительство готово предоставить горно-металлургическому комплексу (ГМК) льготы на газ и электроэнергию, железнодорожный транспорт, а также налоговые и таможенные льготы, если представители отрасли гарантируют сохранение минимального объема производства, занятости и нынешнего уровня оплаты труда.
По словам премьера, газ будет поставляться предприятиям ГМК по себестоимости. Кроме того, правительство работает над тем, чтобы цена на импортный газ в 2009 году сохранилась на уровне этого года, хотя соглашение с российской стороной еще не подписано. Госпожа Тимошенко также напомнила, что для отрасли уже снижены цены на электроэнергию.
Как отметила премьер, правительство решило отказаться от повышения платы за недра до мирового уровня, а также будет инициировать снижение цен на коксующийся уголь путем внесения поправок в госбюджет-2008 с целью увеличения бюджетной поддержки угольной отрасли.
Среди других льгот госпожа Тимошенко назвала увеличение срока пребывания оборудования на таможенных складах до года, предложение Фонду госимущества внести изменения в договора купли-продажи предприятий отрасли с целью рассрочки внесения инвестиций
Сегодня на внеочередном заседании Кабинета министров рассматривались вопросы государственной поддержки уже не только горно-металлургического комплекса, но агропромышленного комплекса и строительной отрясли как потребителей металлопродукции.
Специалисты, осведомленные в сути переговоров отраслевиков с Кабмином и поверхностно изучившие меморандум, говорят одно: значительная часть этого документа (и предложений Кабмина, которые войдут в законопроект) – голословна. А вся предложенная Тимошенко программа сводится к потерям бюджета. Т.е. эти меры не ведут к экономии средств, они требует новых расходов. А откуда взять деньги, если металлурги – основная дойная корова – их не дают?
Впрочем, не все так просто в инициативах правительства. Не думали ли вы, почему на проблемы металлургов, ставшие очевидными уже давно, официальное внимание обращено лишь в последние дни? Отвечаю: потому что до этого уважаемый Лакшми Миттал не обращался за помощью к власти. Да-да, тот самый Миттал, который не раз бывал в гостях у Тимошенко во время ее первого премьерства, который купил нашу «Криворожсталь» очень дорого и на глазах у Юлии Владимировны, аплодировавшей его представителю во время торгов. Давние связи между индийским сталеплавильным гигантом и нашей экс-газовой принцессой настолько очевидны, что не вызывают никаких сомнений. Мы, конечно, далеки от мысли, что Миттал спонсирует БЮТ. Но то, что он ориентирован на правительство, а не на президента – это точно.
Так вот, если проблемы всего ГМК начались давно, то проблемы лично Миттала – недавно. И как только они начались, Кабмин оперативненько озаботился их решением. Тем более что и у наших олигархов, и у «Арселор Миталла» одна и та же беда: в отличие от китайцев, он не строил новые заводы, а покупал старые. Кстати, Алексей Мордашов из «Северстали», наверное, злорадно усмехается. Еще недавно он очень переживал, что Миттал обошел его в покупке «Арселора». Но оказалось, что устаревшие мощности европейского гиганта в условиях кризиса стали тяжелым балластом. Как говорится, если невеста ушла к другому, еще неизвестно, кому повезло.
В общем, дела у Миттала пошли плохо. Ему пришлось закрыть все американские заводы (тоже, мягко говоря, антикварные) и сократить на 50% производство в Румынии – по той же причине. Как сообщила Юлия Тимошенко, «в Украине, как мы видим, «Арселор Миталл» пока еще сохраняет достойный уровень производства», но на самом деле еще 3 ноября были остановлены все до единого прокатные станы на "Арселор Миттал Кривой Рог». Пресс-служба комбината от комментариев отказывается. Именно после остановки станов ЮВТ собрала «металлургический хозактив».
Его изюминкой является не столько меморандум, сколько конкретные шаги навстречу Митталу. Еще 29 октября представители компании, в частности генеральный директор ОАО „Арселор Миттал Кривой Рог“ Жан Жуэ, встретившись с министром промышленной политики Украины Владимиром Новицким, огласили список требований (или просьб, смотря как трактовать), выполнение которых позволит выжить крупнейшему в стране комбинату.
Руководство компании просит зафиксировать на низком уровне тарифы на электроэнергию и железнодорожные перевозки для металлургов. А также не модернизировать коксовые батареи №3 и №4 и не проводить реконструкции цеха сероочистки коксохимического производства, что записано в инвестиционных обязательствах.
«Низкий тариф – это практически ниже себестоимости. Речь идет о том, что у «Арселор Миталл» есть цель переложить часть своих затрат на бюджет, – пояснил информированный эксперт, – но на бюджет грузить нельзя. Не надо забывать, что это нарушение соглашений по ВТО – субсидирование производства за счет бюджета, искусственное повышение конкурентоспособности, и нам грозят за это серьезные санкции. Нельзя также соглашаться на отказ от реконструирования, поскольку это вопрос экологии, а Кривой Рог – и так непригодное для проживания место».
Тем не менее, все идет к тому, что проблемы транснационального владельца «Криворожстали» выведут в отдельный блок при принятии решения о льготах для ГМК. Вопрос будет рассматриваться уже завтра на Кабмине. Мы отслеживаем ситуацию и дальше…