Еще 27 октября правительство и нефтетрейдеры договорились, что к 1 декабря цены на украинских АЗС снизятся на одну гривну. То есть, сегодня литр А-95 должен стоить в пределах 4.70 гривен, дизтоплива – 5,20.
Нефтяники вернули гривну
Мониторинг цен на АЗС Украины, которые проводят отечественные аналитические агентства, показывают, что в конце прошлой недели бензин и дизтопливо вплотную подошли к «правительственному» рубежу. Снижение цен за ноябрь в среднем составило около 16%. Нефтяники на этот раз не воспользовались проверенной временем практикой – выставлять «договоренные» цифры в последний день. Поэтому, удешевление топлива планомерно продолжалось весь прошлый месяц.
Интересно, но темпы снижения цен были выше, чем рекомендовал секретариат экспертно-аналитической группы при Минтопэнерго. Именно расчеты ЭАГ ранее использовались нефтетрейдерами для оправдания рыночной цены бензина. Теперь же рынок предоставил бензин в среднем, на 20 копеек дешевле, чем посчитали эксперты и Минтопэнерго.
Но Кабмин не вернул НДС
В ответ на снижение бензиновых цен, правительство обещало нефтяникам не повышать им налоги. Как это предусматривалось в первоначальном варианте антикризисного пакета законопроектов. Также премьер-министр обещала решить проблему с долгами государства по НДС. «Будет составлен график, по которому будет возмещаться задолженность НДС для экспортеров» — цитировал правительственный сайт итоговое заявление Юлии Тимошенко после встречи с нефтяниками.
«Украинскими переработчиками государство оказалось должно несколько сот миллионов гривен НДС. Эта задолженность образовывается, когда закупается нефть. Трейдеры просили у Тимошенко, чтобы она дала поручение Налоговой установить четкие сроки погашения задолженности. Налоговая установила эти сроки. Но, мягко говоря, они «четкими» не выглядят. Это, во-первых. А во-вторых, рынку не понравилось, что долги будут погашаться только с декабря месяца», — сказал proUA эксперт научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев.
«При чем здесь к НДС правительство? Этот вопрос решается через Верховную Раду. И соответствующий законопроект там уже находится год, — поделился с proUA своим мнением гендиректор «Укрнефтехимпереработка» Владимир Емелин. — Но все эти договоренности с правительством предусматривали, что курс доллара будет не выше 6-ти гривен. А какой курс будет завтра – никто не знает. Мировая коньюктура снижения цен на нефть по-прежнему влияет на украинский рынок. Однако, это влияние нивелируется курсом доллара».
Кризис помог отечественной переработке
Нестабильность гривны – не единственная головная боль нефтетрейдеров. Компании жалуются, что сегодня незначительное количество компаний располагают большой суммой средств (и не обязательно в валюте) для закупки топлива. Банки же выдают кредиты под 75%. При этом, существуют проблемы на передвижение больших сумм.
Все это заставляет импортеров отказываться от долгосрочных контрактов и работать «с колес». Отечественные переработчики также начинают придерживать топливо из-за проблем спрогнозировать свою работу на ближайшие недели.
Более того, в ноябре отечественные НПЗ практически вдвое нарастили объемы переработки – до 1 млн. т (с учетом мазута). Такого прогресса в стране не наблюдалось уже давно. Главным образом – за счет снижения стоимости сырья.
«Какая «маржа» теперь у нас? Лучше сказать, что она у нас теперь появилась», — сказал нам представитель крупного НПЗ.
Эксперты же советуют обращать внимание не только на стоимость нефти на мировых рынках. По их словам, на последних аукционах стоимость украинской нефти колебалась в районе 33 долларов. Купленное сырье было направлено на НПЗ, которые ныне контролируются группой «Приват».
Кризис должен помочь автолюбителям
Курс гривны – основная неопределенность декабрьских цен на бензин. Однако, при сегодняшнем 7,5 гривен за доллар эксперты более склонны говорить о «замораживании» цен, чем о возможном их подорожании. И причина здесь в стремительном сокращении спроса на топливо в Украине.
За последний месяц продажи нефтепродуктов через АЗС снизились практически на 10%. В основном из-за сокращения активности отечественных предприятий. Учитывая, что Минэкономики прогнозирует дальнейшее снижение промпроизводства и замедление деловой активности, спрос будет продолжать снижаться. Тогда как, по признанию участников рынка, «нефтебазы забиты топливом».