Соглашение о поставках газа, подписанное Юлией Тимошенко и Владимиром Путиным, крайне невыгодно для Украины.
Об этом на пресс-конференции в Киеве заявил Константин Бородин, руководитель украинского Центра энергетических исследований.
«Украина получила в результате подписанных в понедельник договоренностей самую высокую цену на газ в Европе. Базовая цена, которая может быть не в этом году, а в 2010, составляет 450 долларов. Единственное государство на европейском континенте, где цена выше – это Румыния, где российский газ продается по 470 долларов», – констатировал он.
«Сам факт того, что мы зафиксировали базовую цену в 450 долларов, ставит нашу экономику и наши коммунальные хозяйства в заведомо проигрышные условия по сравнению с нашими европейскими конкурентами – Венгрией, Польшей, где также существуют химические комбинаты», – подчеркнул Бородин.
«За последние два дня от правительства мы услышали разные цены на газ. Последнее, что посчитала Юлия Владимировна, – 228 долларов. Это неправда. Если сложить четыре цены на газ с I по IV квартал, а потом просто поделить на 4, то мы получим цену в 252 доллара», – отметил эксперт.
«То, что позволяет премьер-министру выйти на цену в 228.8 – это наличие газа в подземных хранилищах. Но это – газ, про который еще в 2007 году договорилось правительство Януковича», – напомнил Бородин.
«Что касается транзита. Российская сторона предоставила Украине скидку на газ в размере 20% от так называемой рыночной цены. Почему скидка на транзит украинской стороной составляет для России не 20%, а по-прежнему 50%?» – подчеркнул он.
«Итак, в текущем году ставка на транзит зафиксирована в размере 1.7 долларов, однако при этом контракт с Россией подписан на 10 лет. Оговорено ли в контракте, как будет повышаться ставка на транзит уже в 2010 году? Да и вообще, я хочу спросить, кто-нибудь видел текст контракта?» – намекнул Бородин на непрозрачность соглашений.
«Каковы будут последствия от всего этого для украинской ГТС? Ставка транзита в 1.7 в 2009 году – это меньше, чем в прошлом. Во-первых, инфляция. Во-вторых, ГТС стареет, с каждым годом для ее обслуживания нужно больше средств. Наши потери от того, что ставка на транзит не была повышена, составляют 1.4 млрд. долларов. То, что мы не зарабатываем на транзите и не вкладываем деньги в ГТС, ведет ее к деградации, рано или поздно это приведет к тому, что нам придется привлекать партнеров для возвращения ГТС в нормальное состояние», – резюмировал эксперт.