В украинском строительстве может наступить обвал, если главный архитектурный инспектор не оторвется от своих сотрудниц и не займется делом. Чтобы читатель смог увидеть, так сказать, картинку, чтобы смог понять происходящее, сделаем небольшой исторический экскурс. Начиналось все недавно, в 2006 году, когда власти (пускай с опозданием) поняли, что строительная отрасль в стране окончательно сорвалась с цепи. То есть, сорвалась не сама отрасль, а все то, что с нею так или иначе связано.
Так вот. Жилье было нужно всегда, а тут народ сделал вид, что разбогател. А заодно и банковская система, хоть и кособокая она у нас, но включилась – стали доступными кредиты на жилье. Строители поняли, что наступил их звездный час (рентабельность строительства просто-таки зашкаливала), и учинили форменный строительный бум.
К сожалению, кроме честных строителей появились ваятели финансовых «пирамид», да и те, кто строил дома, не всегда делал это качественно и в срок. В общем, пришло время навести порядок. Попытались. Совбез принял решение, Президент подписал указ, а Кабмин постановление, и в апреле 2006 года (годовщина!) была создана Государственная строительно-архитектурная инспекция.
Вроде все правильно: инспекция создана при Министерстве регионального развития и строительства, в функции, помимо всего прочего, входит выдача застройщикам разрешения на выполнение строительства и свидетельств о соответствии объекта проектной документации и ГОСТам; проводит проверку качества, сертифицированности, принимает объекты в эксплуатацию. Но все выглядело как-то половинчасто, что ли. Как говорят украинцы, «умів танцювать, та не вмів поклониться».
Дело в том, что заняться комиссии было как бы и нечем. Многие из строителей работали качественно, на баланс объекты принимали местные власти. А если кто-то пытался попросту смошенничать («Элиту-Центр» в Украине забудут нескоро), то с такими орлами бороться полагалось не столько Госархстройинспекции, сколько МВД и прокуратуре.
В общем, существовала себе комиссия, никого особо не трогала, но – в связи с таким непростецким делом, как выдача сертификатов и влияние на прием в эксплуатацию – выглядела нужной, значимой и… денежной. В апреле 2006 года начальником Госархстройинспекции стал Александр Николаевич Бондаренко. Возглавил такую чудную и ненапряжную организацию, а заодно как начальник комиссии сделался членом коллегии Министерства регионального развития и строительства. В общем, не должность, а роскошь. Форменная синекура, согласитесь.
Господин Бондаренко это прекрасно понял. Как понял и то, что терять такую должность ему ни в коем случае нельзя. Тут, правда, нам сложно сказать, что было истинной причиной его дальнейших действий. Возможно, у человека просто много свободного времени, здоровья и – главное – денег. Может быть, причина в другом: Александр Николаевич, видимо, понял, что окружить себя нужно людьми верными и во всех отношениях правильными. Короче, он завел исключительно крепкую дружбу с несколькими должностными лицами из своей комиссии.
Первым таким лицом, как водится, стала главный бухгалтер Госархстройинспекции Людмила Бровар. Резонно: кто как не главный бухгалтер в курсе всех финансовых дел организации? Значит, надо дружить. Дальше – просто. Кадры решают все, правильно? Правильно. Поэтому на орбите вокруг Бондаренко закрутилась Валентина Петренко – начальник отдела кадров комиссии. Ну, и чтобы уже было совсем нескучно и безопасно в забег включили красавицу Нину из юротдела.
Как правильно заметил один из великих, самая сильная армия – это армия любовников. Поговаривают, спартанцев сложно было разбить еще и потому, что в их частях служили не просто случайно сошедшиеся, а искренне… хм… преданные друг другу люди. У Бондаренко с сексуальной ориентацией полная традиционность, так что в его армии все больше женщины. Аж завидно.
Бондаренко и его «семья»
Так бы и жили, но тут случилась неожиданная штука. Кабинет министров взял и измыслил новые правила приема в эксплуатацию строительных объектов. Теперь от процедуры приемки отстранены ряд чиновников-контролеров из кучи ведомств, а главное – теперь и местные власти на эту самую приемку влиять никак не смогут.
В принципе, решение неглупое. Чем меньше народу у кормушки, тем проще всем, кого кормящиеся собираются контролировать. Так, в интервью газете «Комментарии» гендиректор компании Global Solutions Сергей Тумасов отметил: «Участие специалистов ГАСК на завершающей стадии позволит оценить, соблюдены ли застройщиком все нормативы. Процедура сдачи домов в эксплуатацию не понравится недобросовестным застройщикам, нарушающим технологию, изменяющим в ходе строительства конструкции для снижения себестоимости работ».
Что ж, к мнению Сергея Тумасова стоит прислушаться. А если еще добавить ко всему, что для получения бумаг о сдаче дома в эксплуатацию достаточно просто обратиться в Госархстройинспекцию (выдавшую разрешение на строительство), что процедура эта занимает не более пяти дней, становится ясно, насколько легко теперь будет дышаться застройщикам.
Конечно, местные власти и чиновники из санэпидемстанции, разные пожарные и охранники труда, а главное местные администрации страшно недовольны нововведением, но это уже десятый разговор. Мы сейчас ведем речь о другом – о любвеобильном Бондаренко и его барышнях, столь же очаровательных, сколь умных.
Украина страна матриархальная. И не потому, что мужики здесь никчемные, дело в другом. Здешние женщины удивительно умны и проницательны. Видимо, кадрово-финансово-юридический триумвират и подсказал Александру Бондаренко, какую ему приготовили западню.
Согласитесь, если раньше сотрудник Госархстройинспекции в составе комиссии по приемке дома мог лишь лениво проверить соответствие СНиПам, а ответственность за неправильную приемку дома делил с санэпидстанцией, пожарными, чиновниками горгосадминистрацией и кого там еще привлекали… Правильнее сказать, таким образом ответственность и вовсе размывалась, то теперь спросят только ГАСКа.
И ладно, если покосится дощатый сарай – дадут по шее похмельному гасковцу, и дело с концом. А если нормам и градостроительным законам не соответствует какая-нибудь громадина? «Дом Порошенко» на Печерске. Или невесть как получившая право на жизнь гостиница напротив Софии. За цугундер ухватят Бондаренко – он отвечает, а не, скажем, Леонид Черновецкий.
И вот тут-то тетки, нежно почесав за ушком этого самого Бондаренко, ласково, но решительно сказали: Саша, иди воевать. Немедленно, милый. Саша и пошел. Появилась тысяча и одно его выступление с критикой строителей, строительства, норм, законов и вообще всего на свете. Такое впечатление, что у наших ваятелей в одночасье отсохли руки. Чего ни хватись, все построено плохо, с нарушениями и вообще близится обвал – в самом прямом смысле этого слова.
Вот только возникает вопрос, кто выдавал разрешение на выполнение строительных работ? Кто контролировал застройщиков, выпускал их в широкий мир? Неужели не Госархстройинспекция? Ответ прост: она, родимая выдавала и контролировала, да только отвечать за выданное не собиралась.
В общем, жаль Александра Бондаренко. Жил себе человек, обиймав непыльную должность, а заодно и пылких сотрудниц, а теперь – бабах, катаклизм! А ведь все было у человека, чтобы спокойно встретить старость: дом, деньги, барышни в немалых количествах. Любопытно, а если на место Бондаренко назначить его бухгалтера и кадровика? Может, все и наладилось бы. Украина и в самом деле страна матриархальная.