Умом Россию не понять. Еще труднее охватить российскую экономику, в которой все выглядит наперекосяк — не как «у людей».
Потребительские цены в июле выросли на 0,6%, сообщил Росстат.
С апреля по июнь 2009 года рост цен был медленнее, чем в те же месяцы прошлого года, но в июле выявился прирост (было 0,5%), информируют «Ведомости».
За 12 месяцев по июль цены выросли на 12% против 11,9% в июне. Предыдущие четыре месяца этот показатель снижался.
Административная заморозка цен на продовольствие в 2008 году привела к ускорению их роста, поэтому весной и в июне 2009 года произошел внезапный провал, отмечают эксперты.
К июлю эффект сравнительной базы закончился и стало ясно, что, несмотря на кризис, инфляция не тормозит.
В сравнении с июнем ускорился рост цен на продовольствие: дорожала плодоовощная продукция — картофель, лук, морковь.
В июле 2008 года цены на фрукты и овощи снижались.
Растут в цене также коммунальные услуги, электроснабжение, транспорт, сезонные услуги туризма.
За полгода цены на плодоовощную продукцию в долларах выросли на 22% против 17% годом ранее, подсчитали экономисты.
В Европе за тот же период они снизились на 5%, хотя евро, как и рубль, укреплялся.
Кроме плодоовощной группы быстрее, чем в прошлом году, дорожают рыба и сахар — на 14,2% и 28,5% с начала года соответственно. Рост цен на рыбу ускорился втрое, на сахар — почти вдвое. Быстрее всего дорожают дешевые сорта рыбы.
Население переходит на рыбу вместо мяса, потребление которого упало на 10%.
Рост цен на одежду, обувь, электротовары в июле немного замедлился.
В целом же за семь месяцев он превышает прошлогодние темпы в 1,2-3 раза.
Снижение спроса может привести к аномальному явлению, когда производители увеличивают цены, чтобы поддержать рентабельность.
Спрос падает, предложение денег почти на нуле — все работает против инфляции, но производители не идут на снижение цен.
Причина феномена — в низкой конкуренции и сегментированности рынка товаров, особенно длительного пользования.
В производствах, где издержки остаются высокими, производители компенсируют ценой падение объемов сбыта. Получившие же преимущество по издержкам за счет девальвации тоже повышают цены, чтобы больше на этом преимуществе заработать.
Когда спрос восстановится, предприятия будут увеличивать и объемы выпуска, и цены, прогнозируют эксперты.
К концу года они ожидают ее рост в пределах от 12,8% до 13,5%.
Прогноз Минэкономразвития — 12-12,5%.