На нашей планете вспыхнула новая сырьевая война. На этот раз – в Африке, на востоке Демократической Республики Конго (ДРК). На кону – огромные залежи алмазов, золота и дорогостоящих редкоземельных металлов, так нужных для экономики развитых стран. Трагизм ситуации в том, что промеж молота и наковальни попали миротворцы ООН, среди которых есть и российские военные. Ситуацию для «Правды.Ру» комментирует бывшая вторая секретарь российского посольства в ДКР Галина Сидорова.
На бескрайних африканских просторах началась новая сырьевая война. На востоке ДРК в провинции в очередной раз поднял мятеж бывший генерал конголезской армии Лоран Нкунда, возглавивший ополченцев тутси. Его войска ведут бои за столицу провинции Северное Киву Гома, которую обороняют части правительственной армии ДРК. Попавшие промеж молота и наковальни миротворцы ООН, среди которых есть и российские военные, по сути, являются сторонними наблюдателями, не препятствуя сторонам выяснять отношения.
Впрочем, неспособность «голубых касок» урегулировать конфликты подобного рода известна уже давно. Истинная причина неэффективности миротворцев ООН заключается в слабости их численного состава (17 тысяч солдат на огромную конголезскую территорию явно не хватает) и ограниченности их прав по поддержанию порядка.
Ситуацию для «Правды.Ру» комментирует бывшая вторая секретарь российского посольства в ДКР Галина Сидорова: «ООНовцы работают очень хорошо, но они часто гибнут от рук бандитов, но они ограничены рамками мандата. Им нередко приходится обороняться от самих конголезцев. Например, обстреливают патрули и вертолеты миротворцев. И не случайно сама миссия ООН в ДКР окружена рядами колючей проволоки, которую уже не раз пытались забрасывать камнями».
Ситуацию усложняет то, что в проблемном районе действуют около 20 различных группировок, нередко враждующих между собой. Новая война угрожает обернуться очередной гуманитарной катастрофой: счет беженцам из районов боёв идёт на тысячи человек в дополнение к миллиону уже имеющихся вынужденных переселенцев.
Нкунда заявляет, что намерен «освободить» от боевиков хуту всю страну. Но силы Киншасы превышают силы мятежников в несколько раз. Но это не значит, что победа будет на её стороне. Год назад Нкунда с силами, в пять раз меньшими, чем у конголезской армии, не только успешно выдержал их напор, но и кое-где серьезно их потеснил.
Налицо угроза нового расширения конфликта за пределы ДРК: Киншаса обвиняет Нкунду в том, что он привлек на свою сторону правительство Руанды, и потому она будет всячески стараться отрезать повстанцев от руандийской границы, через которую им поступает оружие, продовольствие и медикаменты.
Власти страны клеймят повстанцев «сепаратистами». Но, по словам генерала Нкунда, Киншаса не защищают тутси от геноцида, продолжаемого на территории ДРК боевиками хуту из «Демократических сил освобождения Руанды» (ДСОР), которые после своих черных дел на родине были вынуждены покинуть свою страну, найдя пристанище в соседнем Конго.
Что касается нынешнего конголезского противостояния, то проблема провинций Северное и Южное Киву возникла не сегодня. Очередная война в Конго во многом является отголоском межнационального конфликта между народностями тутси и хуту, апогеем которого стала резня тутси в Руанде 1994 г. Тогда за несколько недель боевики хуту убили около 800 тысяч человек. Причем не все из них являлись представителями тутси: та же судьба постигла тех хуту, кто не поддерживал их действий.
Представители этих же народов проживают и в соседних странах: в Бурунди, Уганде и в той же ДРК. И по этой причине межнациональный конфликт распространился и на эти страны. В том же Конго с перерывами война продолжается около 10 лет. Особенно заметными оказались события 2002–2005 гг., во время которых погибли с той и другой стороны пять с половиной миллионов человек. В результате в общей сложности в войну между тутси и хуту в той или иной мере были вовлечены 12 стран. Поэтому нельзя исключать того, что конфликт выплеснется за пределы ДРК.
Новое обострение противостояния конголезского меньшинства тутси с Киншасой, по сути управляемой представителями хуту, приходится на осень 2007 г., когда генерал Лоран Нкунда захватил значительную часть провинций Киву. Казалось, что в январе 2008 г. после взаимного соглашения о перемирии всех враждующих сторон ситуацию удалось урегулировать. Оно предусматривало, что повстанцы должны были оставить позиции, занятые ими в конце 2007 г. и передать их миротворцам ООН. В этом случае они были бы поставлены в крайне уязвимое положение. Разумеется, Нкунде это понимал и согласился на такой расклад только из-за необходимости передышки ввиду неравенства сил. Тоже самое наблюдалось и у противоположной стороны.
Однако не было и дня, чтобы участники конфликта не нарушали соглашения о перемирии. Так, известная правозащитная организация Human Rights Watch еще в июле 2008 г. назвала его «бессмысленным», поскольку за прошедшие с его подписания полгода оно нарушалось более 200 раз, причем за это время «не произошло никаких улучшений в области защиты прав мирного населения. Изнасилования и убийства продолжаются, а в некоторых районах ситуация даже стала хуже», – констатируют правозащитники. По их утверждению, все участники конфликта повинны «в массовых изнасилованиях и использовании в качестве солдат детей».
Новый виток конфликта назрел давно: Нкунде отказывался подчиняться Киншасе и выполнять январские соглашения, по которым его войска должны были влиться в конголезскую армию, мотивируя это тем, что мирные тутси останутся без их защиты и их постигнет судьба их руандийских соплеменников. Киншаса давала ему срок до 15 октября на выполнение соглашений, в противном случае власти угрожали взяться за него «по-серьезному». Однако он их опередил и выступил первым. По мнению Нкунде, Киншаса сознательно провоцировала боевиков из племени май-май и ДСОР на резню тутси.
Напомним, что уже в июле–сентябре бои между противоборствующими сторонами вспыхивали с завидной регулярностью. Разумеется, стороны во всем винили друг друга. И теперь, видимо, наступил момент, когда Нкунде решил расставить все точки над « i ». Что же следует ожидать от новой войны?
«По словам представителей Киншасы, Нкунде является комаром, который кусает, но слабо. Крупной дестабилизации в регионе вряд ли стоит ожидать. Этот конфликт не является в чистом виде продолжением этнической войны между тутси и хуту. Дело в том, что недавно в ДРК были проведены первые за 40 лет демократические выборы, и страна стала двигаться к стабилизации. Однако есть деструктивные силы, к которым относится и генерал Нкунде, пытающиеся подорвать демократическую власть. Его амбиции ничем не обоснованы: в лучшем случае за ним стоит лишь 1% конголезского населения из числа местных тутси", — отметила Сидорова.
"И поэтому президенту Кабиле не составляет особого труда раздавить его при большом желании, если бы только за его спиной не стояли иные силы. Причем это не только Руанда и Уганда, которые, не имея своих сырьевых запасов, присматриваются к своим соседям. Именно из этих стран в ДКР особенно много нелегалов, работающих в шахтах. И неудивительно, что 80% экономики региона находится в тени», — заключила она.
И действительно, нынешнюю войну нельзя назвать этническим конфликтом в чистом виде. Заметим, что ДКР (бывший Заир), по площади являющейся второй страной в Африке после Судана (реально первой после отторжения в конце 1990-х гг. от последнего южных провинций и слабого контроля над Дарфуром), на свою беду богат природными богатствами. Особенно алмазами, золотом и редкоземельными металлами, включая кобальт.
Огромную роль в связи с этим в африканской междоусобице играет Запад. На бескрайних просторах Африки активно действуют всё те же американцы, англичане и французы, имеющие там свой «бубновый интерес». В условиях гражданских войн в Африке алмазы, золото, уран, нефть и другие сырьевые ресурсы всегда за бесценок шли в карманы торговцев оружием, крутившихся «по соседству» с районами ведения боевых действий, будь это Либерия, Съерра-Леоне, Судан, Чад или Конго.
Кроме того, во многих случаях, как в том же Дарфуре, Запад сознательно делает ставку на сепаратистов, чтобы потом, за помощь в обретении независимости, предъявить свои счеты на сырье. И пока его в избытке, этим конфликтам не будет конца и края.