РИА Новости Украина – радиостанция «Голос Столицы»
Национальный банк Украины планирует отказаться от использования систем ВалКли и КредИнфо. Вместо этого, НБУ собирается перейти к работе через торгово-информационные системы Блумберг и Рейтер, с помощью которых регулятор будет вводить новую форму интервенций — запрос относительно наилучшего курса.
Обсуждается также возможность введения института маркет-мейкеров, когда несколько банков получат право участвовать в валютных интервенциях регулятора.
Что означают изменения, и как они отразятся на межбанковском валютном рынке и курсе гривны, в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал советник президента Ассоциации украинских банков Алексей Кущ.
Объясните, что подразумевают нововведения НБУ?
— В принципе, все эти изменения подразумевают, что та система поддержки гривны, которая была до сегодняшнего дня, она будет несколько видоизменена. То есть если мы говорим, например, об институте маркет-мейкеров, то фактически НБУ передаст функции валютных интервенций нескольким крупным банкам, которые будут названы маркет-мейкерами. Фактически все малые, средние банки и те большие банки, которые не станут маркет-мейкерами, для того, чтобы купить валюту в случае дефицита валюты на рынке, они будут должны обращаться именно к этим маркетмейкерам. То есть, на самом деле, это нововведение скажется на том, что доступ малых и средних банков к валютным ресурсам НБУ в периоды резкого падения курса гривны будут достаточно ограничены, то есть малые и средние банки будут работать не с НБУ непосредственно, а будут работать с маркет-мейкерами. То есть фактически они получат дополнительный источник заработка на финансовом рынке Украины.
НБУ планирует перейти к работе через торговые информационные системы Блумберг и Рейтер. Насколько эти системы популярны в мире
— Дело в том, что те системы, ВалКли, которые на данный момент действуют, они подразумевают, что достаточно большое количество участников подключается к системе НБУ. Эта система, скажем так, рассчитана на то, что практически все банки могут принимать участие в торгах. Если мы говорим о тех системах, которые вы назвали, международных, то это, в основном, касается крупных банков, потому что не все малые, средние банки работают в этих системах торгов. Поэтому, естественно, если торги валютой, которые НБУ будет предлагать по рынку, будут сужены до института маркет-мейкеров, то, естественно, тогда использование массовое программ торговли, которые именно в Украине распространены, становятся ненужными и можно сделки регистрировать в системе международных систем, к которым подключены самые большие, крупные банки.
В чем смысл отказываться от одних систем и переходить к другим?
— Дело в том, что первые системы больше рассчитаны на внутреннего потребителя Украины, то есть сама система подключения достаточно простая. А международные системы, на которые сейчас планируется переход, там достаточно дорогая абонентская плата и нужно устанавливать дополнительно программное обеспечение. То есть эти программные продукты рассчитаны на более крупные банки, которые работают на международных финансовых рынках.
Не очень крупные банки тоже будут обязаны перейти на новые системы?
— Если мы говорим о небольших банках, то они будут вынуждены покупать валюту уже у крупных банков, это будет двухъярусная система, то есть первый уровень – это будут малые и средние банки, которые будут покупать валюту у маркет-мейкеров, а маркет-мейкеры уже будут покупать в международной торговой системе, будут покупать эту валюту в НБУ.
Все эти изменения будут касаться интервенций, которые НБУ проводит как раз для поддержания стабильности курса. Как они отразятся на стабильности курса национальной валюты?
— Они не будут влиять ни на укрепление гривны, ни на девальвацию гривны. Дело в том, что сейчас эти изменения технического свойства и, в принципе, не могут влиять на уровень котировок национальной валюты. Они просто изменяют саму систему торгов, то есть если сказать простыми словами, то НБУ передаст функции интервенции маркет-мейкерам, которые уже будут непосредственно торговать валютой на рынке. Соответственно, это даст возможность этим маркет-мейкерам зарабатывать деньги на внутреннем валютном рынке, продавая валюту тем банкам, которые не будут иметь статуса маркет-мейкера. Это может повлиять на перераспределение клиентской базы в пользу крупных банков, которые будут маркет-мейкерами, потому что курс, который будет обеспечивать своим клиентам малый и средний банк, этот курс будет намного хуже, чем тот курс, которым будет обеспечивать своим клиентам банк – маркет-мейкер.
То есть, возможно, в этих инновациях заинтересованы, в первую очередь, именно крупные банки в Украине?
— Совершенно верно. Это инструмент, который позволит крупным банкам, которые получат статус маркет-мейкеров, переманивать себе клиентов малых и средних банков, потому что, естественно, если клиент импортер или экспортер, если он продает или покупает валюту, и сейчас колебания гривны достаточно большие, поэтому клиенты будут уходить в те банки, которые будут обеспечивать лучший ресурс на рынке, а это будут банки- маркет-мейкеры.
А на функционировании банковской системы как отразится, что клиентская база отчасти будет перетекать?
— Это будет приводить к дополнительной монополизации рынка в руках, условно говоря, десяти крупнейших банков страны. А та политика, которая была по вытеснению малых и средних банков, она получит дополнительный импульс и, условно говоря, 10, максимум, 20 банков крупных, они фактически получат дополнительный инструмент для концентрации рынка. Это все приведет к монополизации, концентрации финансового рынка страны.
Ранее ситуацию в банковской сфере и стабилизацию валютного курса в эфире радиостанции Голос Столицы прокомментировал эксперт по вопросам финансов, бывший член совета НБУ Василий Горбаль.