Владимир Матвеев
Миссия МВФ 18 ноября отказывает Украине в очередном транше кредита до принятия парламентом проекта государственного бюджета-2017 с учетом требований Фонда. Властям Украины необходимо дополнительное время для реализации текущих задач, оговоренных в программе сотрудничества с Фондом.
Дискуссии представителей МВФ и украинских властей по ключевым вопросам – продолжаются.
«Миссия провела конструктивные обсуждения с властями по вопросам политики, необходимой для завершения третьего пересмотра программы. Властям нужно несколько больше времени для обеспечения среднесрочной фискальной устойчивости, включая принятие госбюджета — 2017 в соответствии с программными целями, обеспечения финансовой стабильности и борьбы с коррупцией», сообщает сайт imf.org по итогам работы миссии Фонда во главе с Роном Ван Руденом, которая находилась в Украине с 3 по 17 ноября.
В то же время в заявлении миссии МВФ сказано, что представленная точка зрения не обязательно совпадает с мнением Совета директоров МВФ.
Фонд считает, что политика украинских властей должна фокусироваться на ускорении реформы неэффективного госсектора экономики, улучшении бизнес-среды и борьбе с коррупцией для привлечения инвестиций и повышения потенциала экономики.
«Решающие шаги особенно необходимо предпринять для борьбы с коррупцией, которая остается наиболее часто упоминаемым препятствием для ведения бизнеса в Украине. В то время, как был достигнут определенный прогресс в создании новых институтов, в том числе НАБУ, а также началась публикация электронных деклараций должностных лиц высокого уровня, ощутимых результатов в преследовании и осуждении коррумпированных должностных лиц высшего уровня еще нет», говорится в заявлении миссии МВФ.
По окончании визита миссии в Киев МВФ сохранил прогноз роста экономики Украины по итогам 2016 года на уровне 1,5% и на уровне 2,5% в 2017 году.
Вместе с тем, миссия МВФ считает, что восстановление экономики Украины будет в значительной степени зависеть от реализации масштабных реформ, направленных на поддержку перехода Украины к полноценной рыночной экономике. ВВП на душу населения в Украине по-прежнему является очень низким — всего 20% от среднего показателя по ЕС, и второй самый низкий уровень среди стран Центральной и Восточной Европы.
«Направление нынешней стабилизации в мощный и устойчивый рост, для того чтобы Украина смогла догнать своих соседей по региону, будет непростой задачей. Оно было вызовом в прошлом, когда проведение реформ с остановками привело к повторному накоплению значительных дисбалансов и экономического кризиса», говорится в заявлении.
В отношении денежно-кредитной политики, миссия Фонда считает, что она должна быть сдержанной и направленной на дальнейшее снижение уровня инфляции и восстановления международных резервов в рамках гибкого режима валютного курса.
Напомним, Украина возобновила сотрудничество с МВФ в сентябре 2016 года после более чем годичного перерыва. Так, МВФ выделил Киеву третий транш (1 млрд долларов) в рамках программу EFF. Два предыдущих транша Украина получила в 2015 году. Общий объем выделенного финансирования составляет 7,62 млрд долларов.
До конца 2016 года Украина ожидает еще одного пересмотра программы реформ и выделения к декабрю четвертого кредитного транша объемом 1,3 млрд долларов.
Заместитель председателя Национального банка Украины (НБУ) Олег Чурий заявил, что риск неполучение следующего транша в 2016 году вырос. По его мнению, Украина, скорее всего, не получит четвертый транш МВФ.
По мнению исполнительного директора Международного фонда Блейзера Олега Устенко, внешние программы от МВФ при новоизбранном президенте США Дональде Трампе сохранятся (в 2017 году ожидается выделение Украине $5,4 млрд.), однако, вероятно, сократятся программы USAID и возникнут вопросы по кредитным гарантиям правительства США.
По мнению эксперта, «изменится подход к оценке наших реформ. Трамп точно не будет закрывать глаза на невыполнение обещаний. А под старые кредитные гарантии Украина пообещала структурные реформы и борьбу с коррупцией».
Эксперты единодушны в том, что перед принятием новых решений, новая Администрация Дональда Трампа в 2017 году разберется, куда ушли деньги США и МВФ, который является, по сути, инструментом достижения политических целей США.
СПРАВКА. В МВФ при принятии решений действуют квоты стран, а у США изначально наибольшая квота — 17,69%, что давало США фактически право вето, так как фонд принимает решение 85% голосов. При голосовании в МВФ наибольшими квотами располагают Япония (6,13%), Германия (5,99%), Франция (4,95%), Великобритания (4,95%), Саудовская Аравия (3,22%).
Несмотря на определенное сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85 %). Таким образом, что США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ.