На прошлой неделе Исландия вновь постучалась в двери российского Минфина: остров-банкрот просит у России одолжить ему 0 млн. Внятного ответа исландцы не получили — в Москве много других забот. Когда Исландия обращалась за помощью прошлой осенью, Россия еще надеялась победить кризис малой кровью. Теперь и здесь думают, как и где занять, чтобы свести концы с концами.
Что придется брать в долг, было понятно уже давно: в правительстве это признавали еще в начале весны, когда масштаб проблем в экономике становился все более и более очевидным. Оценки возможных заимствований все время росли: $5 млрд, $7 млрд, наконец $10 млрд, которые правительство собирается занять в 2010 году, чтобы хотя бы частично покрыть дефицит бюджета. И вот правительство перешло к делу — объявило, что начались консультации со Всемирным банком о новых кредитах.
Проблема в том, что искомые $10 млрд — сумма круглая, но вряд ли окончательная. Об этом говорят бюджетная арифметика нынешнего года и безуспешные попытки свести баланс на следующий.
ПОРА УЖИМАТЬСЯ
Дефицит бюджета уже к лету перевалил за 500 млрд рублей. Это при том что начало года было хлебным — в казну поступали доходы от инвестирования резервных фондов. Больше этого ресурса не будет. Да и на скромный спад в 2,2% ВВП, который правительство закладывало в бюджет, надеяться уже не стоит — экономика в первом квартале рухнула почти на 10%. Замминистра финансов Оксана Сергиенко в минувшую среду признала, что запланированный дефицит в 3 трлн рублей может оказаться выше на 300-500 млрд.
Пока это не страшно, потому что Резервный фонд позволяет финансировать все расходы. Но резервы тают с пугающей скоростью. В марте, когда начали тратить, в Резервном фонде было 4,9 трлн рублей, а к июню осталось уже 3,1 трлн. Есть еще Фонд национального благосостояния — 2,8 трлн рублей, — но он понадобится, чтобы платить пенсии, и обнулять его в 2010 году нельзя.
Вывод, казалось бы, очевиден: надо резко ужиматься. Не получается. В мае в Минфине рассчитывали, что расходы удастся сократить достаточно радикально — с 9,7 трлн рублей в этом году до 8,2 трлн в следующем. На минувшей неделе планы на будущий год были уже скромнее — 8,7 трлн. «Сражаемся [теперь] за этот предел, но пик дискуссий еще впереди », — признается источник Newsweek в Минфине.
При таком раскладе займы могут показаться спасительным средством. Долговая кабала России вроде бы не грозит: благодаря досрочным погашениям внешний долг составляет всего 3% ВВП — это в 20 раз ниже опасного по стандартам ЕС уровня. Даже если правительство опять примется занимать, в ближайшие годы долг не превысит 15% ВВП, успокаивает министр финансов Алексей Кудрин.
Но есть проблема. $10 млрд для российского бюджета — это слишком мало. Официальный прогноз дефицита на этот год — $100 млрд.
МОМЕНТ УПУЩЕН
Пока брать в долг Минфин планирует в основном с помощью еврооблигаций. В таком случае $10 млрд — предел возможного. По оценкам аналитика банка «Траст» Павла Пикулева, разместить пять выпусков облигаций по $2 млрд в течение года еще реально, а больше по разумной ставке будет уже сложнее — надо учитывать интерес инвесторов к бумагам. Чем ниже спрос, тем менее выгодны условия размещения, и, чтобы занять больше средств, покупателей облигаций придется заманивать высокой доходностью.
Это в следующем году. А сейчас пожелай Россия выйти на рынок, ее облигации ждал бы успех. После кризиса долговые рынки просто замерли, но за последние месяцы дела в мировой экономике пошли чуть лучше, и игроки, в прошлом году продававшие все, что только можно, вновь ищут, куда бы вложить средства. Это подтверждает пример ЮАР, развивающейся экономики с кредитными рейтингами почти как у России. В мае Южная Африка разместила еврооблигаций на $1,5 млрд — больше, чем она сама ожидала и под более низкий процент.
Главный экономист «Дойче Банк Россия» Ярослав Лисоволик считает, что наиболее благоприятные условия для выхода на рынок еврооблигаций сложатся к концу года. Впрочем, это уже пожелания — чиновники составили свой график. Но в 2010 году Минфин рискует попасть в ловушку: если дела на финансовых рынках пойдут плохо, спрос на российские бумаги будет небольшой, но именно при таком сценарии России особенно понадобятся деньги.
С ПРОТЯНУТОЙ РУКОЙ
Но даже привлеченных на самых выгодных условиях $10 млрд все равно не хватит, чтобы покрыть дефицит бюджета. Интерес к новым кредитам Всемирного банка подтверждает: правительство ищет и другие возможности для заимствований.
Говорить о суммах рано, поскольку Россия пока официально денег не попросила, пояснили Newsweek в московском офисе ВБ. Но понятно, что Всемирный банк много не даст и к тому же его кредиты не предназначены для финансирования текущих расходов. С 1992 года ВБ вложил в Россию $13,5 млрд, но эта сумма распределена по 64 проектам. В кризис банк мог бы взять на себя часть программ по развитию транспорта или высоких технологий, начатых в благополучные годы. Но главный источник денег надо искать не здесь.
По мнению Сергея Дробышевского из Института экономики переходного периода, если России придется занимать действительно большие деньги — $20-25 млрд в год, — придется договариваться с другими странами. Самый крупный кредит, который получил российский заемщик после начала кризиса, выдал Китай. Речь идет о $15 млрд, которые на фантастически выгодных условиях получила от государственного Китайского банка развития «Роснефть» — под поставки сырья в Поднебесную.
Понятно, что такие кредиты — часть большой политики, потому и процент может быть нерыночным. Найти партнеров, которые в трудные времена готовы безо всякой задней мысли одолжить несколько миллиардов, почти невозможно. У всех свои проблемы. В 90-х годах США и европейские страны помогали России, боясь реставрации коммунизма. Такого стимула больше нет. У европейцев предложение дать кредит России встретит не больше понимания, чем у российских граждан идея помочь Исландии.
Можно просить у тех, кому демократия не мешает и где резервы кончатся позже, чем в России. Кроме Китая в группу потенциальных кредиторов попадают, например, арабские нефтяные монархии. Об условиях получения помощи можно только догадываться. Вариантов много — от открытия российского рынка для товаров кредитора до внешнеполитических уступок.
Когда говорят о еврооблигациях, всегда вспоминают бельгийских дантистов — это образ среднего держателя таких бумаг. Так что облигации — штука почти абстрактная. А вот идти с протянутой рукой, например, к шейхам Владимиру Путину, сохрани он через год-два кресло премьера, наверняка будет крайне неприятно. О погашении внешнего долга принято говорить как об очевидном успехе его президентства. Да и вообще брать в долг — это унизительно.
ДУРНОЙ ПРИМЕР
Правда, есть и сценарий получше — если нефть будет расти в цене. Тогда и доходы у бюджета будут выше, и дефицит ниже. И в долг не надо брать. Впрочем, Минфин допускает заимствования, которые не нужны бюджету. Это значит, что все равно можно будет выпустить облигаций на несколько миллиардов долларов, чтобы российские компании смогли вернуться на долговой рынок. Ставки размещения гособлигаций определят условия, по которым смогут занимать и частники. Участники рынка называют такую бумагу «бенчмарк».
Правда, российские заемщики занимают и сейчас, без государственного маяка. Размещение еврооблигаций Россельхозбанка в начале июня наблюдатели посчитали удачным: спрос превысил предложение более чем в пять раз. Да и следует ли поощрять компании залезать в новые долги? «Государству не стоит занимать только ради того, чтобы подать пример частному сектору, — уверен Пикулев из «Траста». — Кризис и в России, и в мире показал, как опасна долговая зависимость. Заимствования надо не поощрять, а ограничивать с помощью государства». Иначе вместо одной пирамиды займов, набранных в расчете на вечное процветание, начнет расти другая.
Планируя снова залезать в долги, правительство просто идет по пути наименьшего сопротивления, резюмирует Андрей Черепанов, бывший глава департамента внешнего долга Минфина. В бюджете полно расходов, которые еще можно сократить, прежде всего на госаппарат и неэффективные проекты.
Да и непрозрачных решений при переговорах о займах предостаточно — недаром связанных с этим чиновников часто подозревают в коррупции. Черепанов вспоминает, как в 2003 году курировавший внешний долг замминистра финансов Сергей Колотухин уже согласовал с премьером Михаилом Касьяновым выпуск очередных еврооблигаций — притом что в бюджете денег было предостаточно. «Мне удалось довести эту информацию до советника президента Андрея Илларионова, резкого противника внешних займов, и сделку удалось остановить», — рассказывает Черепанов. Привыкнув жить в долг, трудно остановиться.