Как и следовало ожидать, приход Юлии Тимошенко к премьерскому рулю не превратил Украину в страну с молочными реками и кисельными берегами. Мифы о Юле-кудеснице, которая все знает и все может, постепенно развеиваются. Точнее — она сама их развеивает, своей непосредственной работой.
Показательно, что в последнее время все меньше становится бодрых рапортов об успехах и достижениях «уникального правительства».
«Я хочу, щоб ви позначили в календарі сьогоднішню дату. Це — той день, коли влада повертаºться обличчям до людей, — заявила новоназначенный премьер-министр Юлия Тимошенко 20 декабря 2007 г. в эфире телеканала «Интер». — Ми розпочинаºмо процес очищення країни… Я навчу всю урядову машину підпорядковуватися вашим інтересам, а не займатися самозадоволенням.
По-друге, ми точно і за жодних обставин не будемо намагатися перекладати відповідальність за ситуацію в країні на наших попередників. Це не наші методи.
… Перекладати з себе відповідальність — це не державницька позиція. Це — плач Ярославни з приводу власної недіºздатності та невміння. А ми прийшли не для того, щоб жалітися, а для того, щоб піднімати країну, взяти відповідальність на себе і не ховатися від викликів. Діючий Уряд повинен нести відповідальність за ситуацію в країні.
… Ми не відмовляºмося від жодної своºї обіцянки, ми несемо повну відповідальність за кожне своº слово, за кожне передвиборче зобов'язання. Наша передвиборча програма і Програма діяльності нового Уряду — це тотожні речі… »
Но далее мы видели совершенно обратное — обвинения предшественников вкупе с перекладыванием на них вины за рост цен, апелляции к мировым тенденциям. И попытки дезавуировать опрометчивые обещания побороть инфляцию к марту — апрелю. «Під час минулого інтерв'ю нашому телеканалу в лютому місяці Ви казали, що інфляції в Україні не буде. Ви тоді чогось не знали?» — спрашивает Юлию Владимировну журналист «Интера» 27 апреля. Она отвечает в том смысле, что или ее не так поняли, или это вообще была не она (двойник? самозванец?): «Мені здаºться, можливо, у вас було не моº інтерв'ю або, можливо, ці слова були в якомусь іншому контексті. Я з першого дня казала і підтверджую, що 5—6 місяців з початку року — і ми забудемо, що таке інфляція. Ось що я казала»…
Уровень доверия снижается
Даже при том, что у Тимошенко есть основания ссылаться на помехи, оказываемые ее оппонентами внутри и вне власти, тем не менее это не снимает с нее ответственности за невыполненные обещания. Какое правительство работало в тепличных условиях? Разве ее предшественникам — правительству Януковича — не мешали — и сама находившаяся в оппозиции Тимошенко, и президент Ющенко?
Мешали, блокировали все что только можно, всеми возможными способами. Да и, прорываясь к креслу главы правительства, разве Юлия Владимировна не знала о тех трудностях, которые будут сопровождать ее деятельность? Знала. Должна была знать. А иначе придется поставить под сомнение ее собственные и ее стратегов аналитические способности.
Мы не раз писали о том, что Тимошенко следует дать возможность поработать премьером — ибо десакрализировать свою персону, развеять ореол из всяческих мифов, образовавшихся вокруг Юлии Владимировны, она может только сама, своими собственными руками.
Социологические тенденции последнего времени свидетельствуют о том, что демифологизация происходит. Хотя Тимошенко и ее БЮТ пока остаются лидерами общественных симпатий, но уровень доверия снижается.
Так, по результатам опроса, проведенного центром им. Разумкова с 11 по 17 апреля, в пресс-релизе центра констатировалось: «По сравнению с февралем 2008 электоральная поддержка БЮТ и блока «Наша Украина — Народная самооборона» снизилась, а поддержка Партии регионов статистически значительно не изменилась» (24.04.08, www.ПРАВДА. com.ua). 6 мая были обнародованы результаты опроса «ФОМ-Украина»: симпатии к БЮТ высказали 25,1% (в марте «ФОМ-Украина» фиксировал 27,8%) ( «Интерфакс-Украина»).
В начале февраля социологи отмечали резкий рост уровня доверия к Тимошенко. Причем, как сообщал эксперт центра им. Разумкова И. Жданов, об улучшении своего отношения к премьеру заявили почти 18% сторонников Партии регионов, но особенно улучшилось мнение о Тимошенко у пенсионеров — об этом заявили 40% из их числа. Главной причиной изменений в своих симпатиях опрошенные называли начало реализации программы по выплатам обесцененных вкладов населению (16.02.08, «ЗН»). Центр «София» 21 февраля обнародовал данные исследования, гласившие о том, что полностью или «в основном» Тимошенко доверяют 48,1% опрошенных («Интерфакс-Украина»).
Но меньше трети украинцев положительно оценили правительство Юлии Тимошенко за первые 100 дней его работы. Об этом свидетельствовал опрос, проведенный 20—25 марта Киевским международным институтом социологии (КМИС). Положительно оценили работу Тимошенко 28% опрошенных, отрицательно — 39%, не смогли дать определенной оценки 32%.
При этом социологи обратили внимание на тенденции: по сравнению с результатами опроса, который проводил КМИС 25—29 января, количество опрошенных, которые положительно оценивают работу правительства Тимошенко, уменьшилось с 37 до 28%, а тех, кто оценивает отрицательно, — выросло с 20 до 39% (27.03.08, www.ПРАВДА. com.ua). Данные «ФОМ-Украина» от 6 мая свидетельствуют о 30,1% уровня доверия к Тимошенко («Лига»). Несколько снизились и рейтинги Юлии Владимировны в условной президентской гонке — от почти 28% в феврале до 23,7% в конце апреля.
Главная причина снижения популярности Тимошенко — цены, которые затмили все, включая начало выплат утраченных сбережений Сбербанка.
Еще в феврале социологи фиксировали, что обуздание роста цен — главное, чего ожидают украинцы от правительства. Так, результаты соцопроса, проведенного КМИС, показали: более половины опрошенных поставили эту проблему на первое место. 54% опрошенных указали, что больше всего боятся роста цен и коммунальных тарифов. А около 2/3 — 65% респондентов — назвали проблему роста цен и тарифов главной из всего приведенного списка проблем, которые должна решить премьер-министр Юлия Тимошенко (19.02.08, www.ПРАВДА. com.ua).
Указанные проблемы, как известно, не только не решены, но даже не виден свет в конце инфляционного тоннеля. Риторика, правда, изменилась.
В бюджет на текущий год был заложен показатель инфляции в 9,6%. И в первые месяцы своей работы правительство Тимошенко неоднократно заверяло украинцев, что сумеет удержаться в означенных рамках.
Так, 4 января пресс-служба Кабмина цитировала заявление Тимошенко, в котором она, попеняв предшественникам, указывала, что «инфляционные процессы необходимо срочно останавливать», и что «результатом работы правительства должны стать разработка и выполнение четкого плана антиинфляционных мероприятий, с указанием сроков и ответственных лиц за его выполнение».
Ни четкого плана, ни конкретных сроков мы так и не дождались, как и персонально ответственных лиц (если не считать все тех же предшественников).
7 февраля, когда уже практически все эксперты (за исключением лояльных к премьеру) били тревогу относительно разгона инфляционных процессов, Юлия Владимировна стояла на своем: «Кабмин не допустит инфляцию в 2008 году выше 10%», — и призвала чиновников «не паниковать» («Украинские новости»).
22 февраля на заседании Кабмина рассказывала о неком пакете «тщательно отработанных антиинфляционных мероприятий». «Думаю, что принятие этого документа даст нам надежду начать месяц за месяцем спокойно, без истерик, без суеты, без лишней пиарщины прекращать инфляционные процессы в стране. Для этого у нас есть предпосылки и просчитанные шаги. Страна может быть спокойной. Наше правительство справится с инфляцией, которая осталась в наследство от предыдущей правительственной команды», — заверяла она.
И т. д. Результаты «антиинфляционных мероприятий» известны: годовой уровень инфляции достигнут в три месяца (инфляция в Украине в январе—марте составила 9,7%, что в годовом исчислении означает 26,2%). Правительство продемонстрировало полную неспособность как бороться с инфляцией, так и строить более-менее обоснованные макроэкономические прогнозы. И инфляция — тому подтверждением. А вследствие ее высокого уровня, значительно выше прогнозируемого, построенными «на песке» оказываются и все прочие расчеты.
Весьма показательно в этом плане и отмеченное выше тщательное утаивание правительством той «программы антиинфляционных мероприятий», которую оно якобы реализует. Поскольку программа неизвестна — ни эксперты, ни политики не имеют возможности дать ей оценку, действительно ли эти меры могут привести к желаемому результату, т. е. укрощению роста цен. Невозможно, не зная программы, проверить и ее исполнение. Да и существует ли она вообще? Или же процессы пущены на самотек? Есть все основания подозревать последнее.
Несмотря на прежние уверения премьера, что социальные выплаты ее правительства, включая пресловутую «Юлину тысячу», просчитаны с точки зрения их влияния на инфляцию (т. е. что не будет никакого негативного влияния), недавний монетарный обзор НБУ (за I квартал 2008 г.) это опровергает.
«Усиление социальных акцентов в бюджетной политике вызвало дальнейшее углубление характерных для последних лет внутренних макроэкономических дисбалансов, последствием которых стало усиление инфляционного давления», — отмечает Нацбанк. Как сказано в документе НБУ, с начала года существенно увеличились расходы общего фонда госбюджета: за I квартал-2008 — на 64%, тогда как за I квартал-2007 — на 7,4%. Нацбанк предупреждает, что аккумуляция гривневых средств на счетах правительства в Нацбанке (за I квартал их объем вырос в 3,5 раза, до 15,6 млрд. грн.) несет риски ускорения инфляции при их последующем расходовании ( 04.05.08, «Интерфакс-Украина») …
Уже упомянутую выплату тысячи гривен никак нельзя считать выполнением взятых предвыборных обязательств, ибо Юлия Владимировна шла с обещанием полного погашения долга в течение 2 лет. В Украине более 22 миллионов вкладчиков, а в бюджете на текущий год запланировано лишь 6 млрд. грн. на указанное мероприятие. Т. е. может не хватить средств даже на выплату тысячи каждому из вкладчиков.
Ставка на приватизацию
Есть, правда, у правительства такой ресурс, как приватизация. Именно она должна добавить недостающие средства на выплаты. Однако совершенно правы те, кто критикует подобные намерения правительства, которые иначе не назовешь, как проедание остатков госсобственности. Вместо того, чтобы направить эти средства на развитие. Нельзя не отметить, что предшественники Юлии Владимировны справились с выполнением бюджета без подспорья приватизационными деньгами. Да и сама Тимошенко ратовала за то, чтобы недопустить приватизации во времена правительства Януковича. А, к примеру, Одесский припортовый, который ныне премьер хочет пустить с молотка, вообще призывала оставить в госсобственности.
Ставка на приватизацию для решения социальных вопросов — это свидетельство полной неспособности правительства предложить что-либо более-менее серьезное для наполнения казны. Избран наипростейший, если не сказать самый примитивный путь — продажа имущества. При этом правительство оставляет без ответа — а что делать, за счет чего повышать или даже удерживать на текущем уровне социальные стандарты через 2—3 года, когда продавать будет нечего?
В завершение темы обесцененных вкладов. Системы мер для полной — как обещано, в течение 2 лет — выплаты компенсаций так и не было предложено. Отсутствуют временные рамки, графики погашения задолженности, на которые можно было бы ориентироваться. Когда начнется второй этап (если начнется вообще) после выплаты первой тысячи — неизвестно …
Газовые «прорывы» также никаких дивидендов украинцам не принесли. Каков был практический смысл в затеянном «пересхематировании» — тоже непонятно. Зато высоко вероятно, что уже со следующего года цена на поставляемый в Украину газ превысит 300 долларов за тысячу кубов. В частности, глава парламентского комитета по ТЭК Николай Мартыненко прогнозирует: «Сегодня мы не имеем картины относительно поставок газа в следующем году… при расчете стоимости, хотим мы этого или нет, придется учитывать среднеевропейские цены… перспектива относительно стоимости газа не радует. На сегодняшний день в Европе она уже перешла далеко за 300 долларов за тысячу кубометров» (06.05.08, «Дело»).
Хотя ранее, как мы помним, Юлия Владимировна обещала едва ли не возврат к договорам, согласно которым Украина получала газ по 50 долларов. В любом случае Тимошенко сулила, что цена на газ для населения подниматься не будет — есть-де газ украинской добычи, и его вполне достаточно для обеспечения потребностей граждан. Собственно, эту мысль она подтверждала и уже будучи премьером: «Я могу твердо сказать, что населению поставляется газ украинского происхождения, и правительство не принимало никаких решений о повышении цен для населения» (14.03.08, www.ПРАВДА.com.ua).
Однако по окончании «победной» «газовой войны» с Россией Кабмин 9 апреля принял постановление, которым рекомендовал Национальной комиссии регулирования электроэнергетики ежемесячно повышать стоимость топлива на 3—5%.
При всех намерениях Юлии Владимировны в социальном плане на население не посыпался золотой дождь благодеяний от правительства. По крайней мере, люди ожидали много большего.
Да и как было не ожидать? Все видели, с каким уверенным выражением лица Юлия Владимировна заявляла, что не представляет особого труда выполнить решение Конституционного Суда в июле прошлого года, которым КС упразднил положения закона о госбюджете, касавшиеся приостановки на 2007 год выплат льгот, компенсаций и прочих социальных гарантий для населения.
БЮТ в период избирательной гонки организовывал прием граждан, льготы и социальные права которых были восстановлены Конституционным Судом, обещал юридическую помощь, отстаивание интересов граждан в судах. Тимошенко давала пресс-конференции, на которых сообщала, что «представителям каждой социальной группы будут розданы инструкции, в которых будут прописываться их права, нарушенные при отмене социальных выплат, возобновленные КС». И т. д.
Эксперты подсчитали — на выполнение вердикта КС необходимо около 70 млрд. гривен. Но Тимошенко это не останавливало. 14 июля 2007 г. в эфире телеканала «1+1» она высмеяла заявления тогдашнего правительства о том, что у государства нет денег на выполнение решения КС. А на вопрос ведущей, где взять для этого деньги, лидер БЮТ заявила: «Я знаю, где взять деньги».
Но стала премьером — и сие сокровенное знание куда-то испарилось. Бюджет-2008 опять приостановил все то, что ранее восстановил КС. Тимошенко же завела новую пластинку — о «сбалансированности бюджета», даже в КС обратилась 17 марта «Относительно официального толкования положений ч. 2 ст. 95 Конституции Украины и словосочетания «сбалансированность бюджета», которое употребляется в ч. 3 ст. 95 Конституции». Т. е. чтобы КС, ранее восстановивший льготы — для выполнения правительством Януковича, теперь их упразднил из-за «дисбалансов» — для правительства Тимошенко.
Т. е. чуда не произошло. Не произошло его и вообще в бюджетном вопросе. А как красиво звучало во время выборов, скажем, 15 сентября на пресс-конференции в Керчи: «Мы проанализировали каждый значимый пункт проекта бюджета, разработанного правительством (Януковича. — Авт.), и пришли к следующему выводу: во-первых, учитывая возрастание инфляции, реальные зарплаты и пенсии не будут увеличиваться », поэтому «после победы на досрочных парламентских выборах БЮТ внесет на рассмотрение Верховной Рады проект бюджета, принципиально отличный от того варианта, который утвердило правительство Януковича» (пресс-служба БЮТ). Инфляция выросла еще больше, но каких-либо «принципиальных отличий» мы так и не увидели. Правительство вообще под всевозможными предлогами не торопится вносить правки в бюджет.
Переход на контракт — сиюминутный пиар
Об отмене армейского призыва с 1 января 2008 г. никто уже и не вспоминает. А ведь какое твердое было обещание!
«Мы берем на себя обязательство с 1-го января 2008 года прекратить издевательство над народом, когда наших 18-летних ребят берут на срочную службу», — объявила Тимошенко на брифинге в Киеве 31 августа. «Что бы ни говорил министр обороны, мы с 1 января 2008 года отменим призыв и перейдем на профессиональную армию», — заявила Тимошенко на митинге в Житомире 4 сентября (пресс-служба БЮТ) …
17 сентября на пресс-конференции в Сумах она заявила, что тот министр обороны, который будет блокировать переведение армии на контрактную основу уже в 2008 году, не имеет шансов на то, чтобы работать в ее правительстве: «Тот министр обороны, который не будет разделять концепцию нового правительства относительно переведения армии на контрактную основу и иметь действительно профессиональную и боеспособную армию, он просто не имеет шансов на то, чтобы быть у власти» (www.ПРАВДА. com.ua) …
И 28 сентября в программе «Свобода Савика Шустера» Тимошенко подтвердила: «&; тому я хочу всім, хто зараз знаходиться в студії, хто нас зараз чуº по телебаченню сказати… я хочу, щоб ви знали, що якщо наша команда буде при владі, то з першого січня 2008-го року строковий призив буде припинений, буде профінансована контрактна армія і ми будемо мати нормальну боºздатну армію. Я хочу запитати у вас: ви підтримуºте таке рішення?.. &; саме так і буде, і ми будемо за свої слова дуже чітко відповідати», — заявила она… Пора бы уже и ответить.
Кстати, в свете предвыборных обещаний Тимошенко отменить призыв и перейти к контрактной армии весьма интересно и поучительно выглядит ее сопротивление значительному увеличению финансирования Вооруженных сил: перепалки на сей счет мы регулярно можем наблюдать между премьером — с одной стороны и президентом и главой МО — с другой. Очевидно, что без существенного роста военного бюджета ни о каком переходе к контрактной армии речи быть не может.
Но сегодня Тимошенко утратила к армии всякий интерес. Чем только подтвердила, что «переход на контракт» был для нее не долговременной политикой, а сиюминутным пиаром, рассчитанным на привлечение дополнительных голосов избирателей.
А обещание Тимошенко дешевого жилья, которым завалят молодые семьи! Недавно правительство, правда, предложило доступное жилье… в сельской местности (1 апреля об этом объявил министр регионального развития и строительства В. Куйбида). И о возврате украинских заробитчан в родное государство (хорошее, трогательное такое было кино «Мать и мачеха» с Тимошенко в главной роли. Тогда кому-то казалось, что в роли матери, а на деле все-таки — мачехи). И о зарплатах учителей «на уровне металлургов». И о пенсиях «на уровне средней заработной платы, которую человек получал до выхода на пенсию». И о стипендиях, доведенных «до уровня прожиточного минимума».
Или взять, к примеру, борьбу с «парламентской коррупцией», в рамках которой Юлия Владимировна обещала добиться установления такого порядка, при котором депутат обязательно голосовал бы лично. В частности, вход в электронную систему должен был бы осуществляться не с помощью карточек, как сейчас, а путем идентификации отпечатка пальца голосующего депутата…
Но вот в интернете появился проект изменений в Конституцию от БЮТ (см., к примеру, http://www.glavred. info/archive/2008/05/08/130844-1.html), и из него с удивлением узнаю, что предлагается исключить из ст. 84 Конституции часть 3-ю, гласящую: «Голосування на засіданнях Верховної Ради України здійснюºться народним депутатом України особисто»… Т. е. предлагается узаконить возможность, когда за депутата голосует посторонний. Остается дождаться, когда БЮТ официально обнародует свой конституционный проект и, если в нем будет предложено упразднить ч. 3 ст. 84, выслушать мотивацию такого шага.
Наконец, нельзя не отметить обещанную Юлией Владимировной «прозрачность» и «открытость» власти (выше мы уже частично отмечали — по поводу засекреченной программы «антииинфляционных мероприятий» и др.).
Например, в начале апреля Кабмин через суд запретил размещение бигбордов с критикой действий правительства и указанием на невыполненные Тимошенко предвыборные обещания. Так, в Хозяйственном суде Киева Кабмин добился признания в качестве «недобросовестной рекламы», содержащей «искаженные и недостоверные данные относительно деятельности правительства» информации относительно причастности правительства к повышению цен, осуществлению призыва и т. д.
А вот 8 мая БЮТ пригрозил лишить лицензии газету «Комсомольская правда в Украине» — опубликовавшую якобы клеветническую информацию одного из чиновников КГГА относительно А. Турчинова. Тут интересно было бы услышать г-на Томенко — прежде проявлявшего активность по части «борьбы за свободу слова».
А 15 апреля Госказначейство вдруг перестало публиковать оперативные данные о фактических поступлениях в бюджет со стороны Гостаможни и Государственной налоговой администрации (которые совокупно обеспечивают около 90% доходов бюджета). Впервые с 2000 года! За этим, полагают эксперты, скрываются серьезные проблемы правительства в бюджетном процессе… Можно представить себе тот шум, который подняла бы команда Юлии Владимировны, если бы подобные ограничения на получение информации о работе правительства ввели ее предшественники.
Из необещанного…
В ходе предвыборной кампании-2007 сельское хозяйство не было среди главных фишек Юлии Владимировны. Нет, конечно, прорывы были обещаны и там (как и везде), тем не менее посулы озаботиться о селе мало чем отличались от традиционного стандартного набора, с которым обычно ходят на выборы все украинские партии и политики. В любом случае: сельскохозяйственные прорывы не звучали так, как упомянутые выше отмена призыва или возврат утраченных сбережений Сбербанка СССР. И последний момент сам по себе свидетельствует о том, что Юлия Владимировна не в состоянии спрогнозировать-просчитать развитие экономической ситуации даже на краткосрочную перспективу. Ибо именно здесь, в сельском хозяйстве, скрывалось то едва не единственное достижение, которое она сможет предъявить народу в 2008 году.
Хотя это достижение и не имеет к ней и работе ее правительства никакого отношения, а является стечением благоприятных (для Юлии Владимировны) объективных обстоятельств.
Правительство Тимошенко не смогло оказать селу даже обещанную небольшую помощь. Например — обеспечить аграриев доступными горюче-смазочными материалами на период посевной кампании. К примеру, как сообщал 22 апреля «Коммерсант-Украина», поставщики, которых Кабмин обязал закупить 40 тыс. т. дизельного топлива для села, не справились с данной задачей. Госпредприятие «Укртранснафта» должно было закупить 40 тыс. т дизельного топлива, а затем направить его операторам рынка для того, чтобы они с минимальной наценкой (не более 5 грн. на тонне) в марте—апреле продали его аграриям. Таким образом, стоимость топлива составила бы 6,05 тыс. грн. за тонну при среднерыночной 6,4 тыс. грн. за тонну. Не сложилось.
Но общемировой рост цен на продовольствие стимулировал сельскохозяйственное производство, которое в нынешних условиях становится все более рентабельным. Расширяются посевные площади. Банки активно кредитуют сельхозпроизводителей. А тут еще и благоприятные погодные условия в Евросоюзе и странах СНГ. Еще 4 марта Международный совет по зерну (МСЗ, Лондон) озвучил весьма оптимистичный прогноз, заявив, что ожидает рекордного урожая пшеницы в новом сельхозгоду (июль 2008 — июнь 2009 гг.).
Если не произойдет ничего эсктраординарного, то высокий урожай зерновых свалится на голову правительства Тимошенко. Нежданно-негаданно. Но, само собой, Юлия Владимировна не преминет записать сельскохозяйственную победу Украины в свой актив. Украинские политики вообще мастера по части приписать себе объективные, не зависящие от них (но обязательно положительные!) результаты чего бы то ни было — а уж Юлия Тимошенко вообще признанный мэтр в этом деле. Не случайно именно о ней слагают анекдоты вроде «наступила весна — спасибо Юле».
На страницах «2000» об этом уже говорилось, что возможный рекордный урожай будет, что называется, на полную катушку использован в качестве политического пиара. Он же должен будет затмить/оттенить провалы в других, так и не ставших прорывными, сферах и областях. А иные провалы поможет и исправить — например, подкорректирует инфляцию — с которой правительство никак не может справиться с помощью своей таинственной «антиинфляционной программы».