Несмотря на то что парламент так и не принял изменения в бюджет, правительство намерено повысить государственные социальные помощи для получателей пенсий. Новое повышение будет касаться 135,7 тыс. лиц, и нетрудно посчитать, что это капля в целом море украинских льготников. Как ранее сообщало Минтруда и социальной политики Украины, в Едином государственном автоматизированном реестре лиц, имеющих право на льготы, зарегистрировано порядка 13 млн. сограждан.
Украинская ситуация парадоксальна, говорят эксперты. В то время как экономика страны испытывает целый букет проблем, а многие отрасли нуждаются в многомиллиардных ресурсах для модернизации, социальные дотации из бюджета увеличиваются без учета объективных возможностей экономики и привязки к росту производства. Другой парадокс заключается в том, что с ростом бюджетных расходов социально-экономическая защищенность населения не улучшается.
Льготами по независимому тестированию
Льготники в очередной раз не дают спокойно жить гражданам, не причисленным к льготным категориям. Теперь на «особые условия» сетуют наблюдатели за вступительной кампанией. Неожиданно оказалось, что умники и умницы, лучше других сдавшие тесты, могут не попасть на бюджетную форму обучения в вузы. Даже очень хорошие результаты тестирования не дают вчерашним школьникам 100%-й гарантии поступления на бесплатную учебу. На эти места претендуют прежде всего льготники, набравшие при тестировании не менее 124 баллов. По результатам собеседования на учебу могут быть зачислены пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы, а вне конкурса:
— участники боевых действий, члены семей погибших участников боевых действий и другие;
— дети-сироты и дети, оставшиеся без родительской опеки;
— инвалиды &; и II групп и дети-инвалиды;
— дети, имеющие основания для получения чернобыльской категории;
— дети погибших шахтеров (на горные специальности) и дети погибших шахтеров на шахте им. Засядько на все специальности;
— дети военнослужащих и работников правоохранительных органов, погибших во время выполнения служебных обязанностей.
Таким образом, чиновникам в который раз удалось разделить заинтересованную общественность на два враждующих лагеря. На этот раз – на тех, кто надеялся поступить в вуз своими силами, и тех, кто сил приложил немного (например, чтобы набрать необходимые 124 балла по математике, нужно было дать четыре правильных ответа из 55), но зато «имеет право».
Хождение по мукам
Почти треть украинцев имеют право на те или иные льготы, а оставшиеся две трети практически всегда готовы это право оспорить. В связи с этим попытка получить положенное бесплатное лекарство или, например, бесплатно проехать на маршрутке несколько остановок оборачивается для льготников настоящим хождением по мукам. «Чтобы избегать подобных конфликтов, нужно платить льготникам адресные дотации. Только в этом случае они будут иметь выбор: пользоваться маршрутками и платить за это либо ездить бесплатно на общественном транспорте», — сказал интернет-газете «СЕЙЧАС» директор транспортной компании «АТН» Тигран Погосов.
Напомним, что в январе нынешнего года Минтруда разработало Концепцию адресного предоставления льгот в денежной форме. Однако огромное количество льготников, большинство из которых имеют на них право по нескольким законам, заставило министерство воздержаться от «резких движений».
По мнению генерального директора КУА «Инэко-Инвест» Олега Морквы, «поддержку надо оказывать действительно малообеспеченным и малоимущим. Но если человек имеет доход гораздо выше среднестатистического и при этом пользуется целым рядом социальных благ и льгот, то в данном случае присутствует явная уравниловка и несправедливость как по отношению к социально малозащищенным согражданам, так и к работникам реального сектора экономики, которые в основном и формируют доходную часть бюджета».
Трудоспособного населения становится все меньше, а социальные дотации увеличиваются
Сегодня уровни среднестатистических зарплат на предприятиях далеки от жизненных стандартов. На решение задач по модернизации экономики, которая может увеличить поступления в бюджет, в стране не хватает денег, в то время как за счет бюджета проводится финансирование целого ряда социальных программ — без объективной оценки подпадания под категорию «социально незащищенные». «Количество трудоспособного населения, которое обеспечивает наполняемость бюджета, с каждым годом в Украине сокращается, а социальные дотации из бюджета увеличиваются без какой-либо привязки к росту производства. Ситуация, при которой государственные социальные расходы неоправданно растут, а экономика идет на спад, может привести к увеличению дефицита бюджета, росту инфляции и явным диспропорциям в нормальном развитии страны, поэтому финансирования льгот и социальных программ из бюджета, тем более в условиях мирового экономического кризиса, требует взвешенного и осторожного подхода и должно носить узкоцелевой характер», — отметил Морква интернет-газете «СЕЙЧАС».
Все равны, но некоторые «равнее»
«Взвешенный подход» чиновники понимают по-своему. По словам главы секретариата Всеукраинской чернобыльской народной партии «За благосостояние и социальную защиту народа» Николая Исаева, финансирование чернобыльских программ в этом году составляет 7% от необходимого, поэтому многое даже из запланированного не выполняется. Для обеспечения лекарствами больных, находящихся на амбулаторном лечении, предусмотрено 35,88 грн./год на одного человека, что составляет менее 3 грн./месяц. «То, что сегодня происходит, свидетельствует о сознательном геноциде. Когда нам говорят, что в государстве нет денег, мы отвечаем, что в государстве деньги есть, только чиновники их выбирают для себя», — говорит Исаев.
Депутатский «хлеб с маслом»
Справедливости ради отметим, что украинские нардепы обеспечиваются не льготами, а «необходимыми условиями для осуществления ими депутатских полномочий», которые им гарантирует Закон «О статусе народного депутата Украины». Какие же условия депутаты посчитали для себя «необходимыми»? Извольте:
— денежная компенсация в размере стоимости жилья для депутата и членов его семьи (все расходы, связанные с переездом, компенсируются);
— бесплатный проезд всеми видами железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта на территории Украины за исключением такси;
— бесплатное медицинское обслуживание и путевки для санаторно-курортного лечения;
— ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 45 дней с выплатой на оздоровление в размере двойной месячной заработной платы;
— обязательное государственное страхование жизни и здоровья за счет бюджета на сумму десятилетнего денежного содержания нардепа;
— повышение профессионального уровня (разумеется, за счет бюджета).
Квартиры, машины, путевки и немалые зарплаты — все это необходимо депутатам для осуществления депутатских полномочий
Прибавьте сюда депутатскую неприкосновенность, а также многочисленные «первоочередные права» депутатов – на первоочередное поселение в отель, первоочередное получение билетов в кассах (именно «получение», а не «покупку», поскольку, как уже говорилось выше, депутаты вообще мало чего покупают) или, например, первоочередное право супругов нардепов на получение достойной работы в случае переезда. Кстати, если таковая для супругов не была найдена, перерыв в работе засчитывается в общий непрерывный стаж.
Получая совсем немалые деньги за свою более чем скромную трудовую деятельность, депутаты побеспокоились даже о таких мелочах, как, например, бесплатный провоз ручной клади или бесплатная парковка собственного авто. Причем, как показывает практика, рассчитывать на какое-либо сокращение и тем более упразднение льгот пока не приходится. Денежки, как известно, счет любят, и кому, как не депутатам это знать?
В заключение отметим, что если число тех же льготников-чернобыльцев по объективным причинам с каждым годом уменьшается, то этого никак не скажешь о льготниках-депутатах, количество которых только растет. Ведь и по окончании срока депутатских полномочий многие льготы за экс-депутатами (на бесплатное медицинское обслуживание, бесплатный проезд, бесплатные путевки и т.д.) сохраняются. И это при том, что депутаты, как и положено дальновидным людям, уже сегодня обеспечили себе «нехилую» пенсию: в случае выхода на пенсию народным депутатам выплачивается денежная помощь в размере 12 месячных должностных окладов, а затем они получают пенсию в размере 80% месячной зарплаты ныне работающего (!) народного депутата с учетом всех доплат и надбавок.