В этот раз бюджет приняли в 4.05 утра, 263 голоса «за».
По сравнению с прошлым годом – прогресс в четверо суток. Бюджет-2015 депутаты приняли 29 декабря в 4.22 утра.
Тогда премьер-министр Арсений Яценюк обещал, что больше подобное не повторится, а депутатов пугали срывом договоренностей с Международным валютным фондом и возможным дефолтом уже в феврале.
В этом году без традиционных страшилок со стороны премьерской команды не обошлось – «Санта Клауса на 31 декабря я обещаю, если не будет принят бюджет», – грозился Яценюк. Кабмин пытался убедить, что бюджет сбалансирован, а все необходимые правки можно внести уже в новом году.
Приняли кошторис страны на 2016 год с доходами 595,081 млрд гривен и расходами 667, 733 млрд гривен.
Предельный объем дефицита госбюджета предполагается на уровне 83,694 млрд гривен. Предельный объем государственного долга — на уровне 1,5 триллиона гривень.
Проект бюджета-2016 также предусматривает поэтапное повышение в 2016 году минимальной заработной платы. Ее размер предлагается установить с 1 января — 1378 гривен, с 1 мая — 1450 гривен, с 1 декабря — 1 550 гривен.
Прожиточный минимум составит в среднем на одного человека с 1 января — 1330 гривен, с 1 мая — 1399 гривен, с 1 декабря — 1 496 гривен.
Торг уместен
«Разработанный нами проект закона обеспечивает все потребности страны в финансировании обороны и все потребности в социальных расходах. В то же время, этот бюджет предполагает общий дефицит государственных финансов на уровне 3,7% ВВП, в пределах маяка МВФ, против 4,1% ВВП в 2015 года», – рассказывала министр финансов Наталья Яресько.
Всю неделю на публику депутаты и правительство искали компромисс по спорным нормам, пытаясь сохранить баланс бюджета.
Во время рассмотрения в зале спорными оказались вполне прогнозированные вещи: льготный режим по НДС для аграриев, рента на добычу нефти и газа, дискуссия относительно которой не прекращалась в течение всего уходящего года, упрощенная система налогообложения.
Больше всего копьев было сломано, конечно же, вокруг изменений в Налоговый кодекс, обсуждение которого происходило преимущественно за закрытыми дверями у спикера Верховной Рады Владимира Гройсмана. Это главный документ в «бюджетном пакете», без которого о принятии госбюджета не могло быть и речи.
Именно закулисные дискуссии, как обычно, были куда интереснее того, что можно было видеть во время трансляции заседания.
Много разговоров было вокруг ставки Единого социального взноса (ЕСВ).
«В компромиссном варианте предложено установить ее на уровне 22%, но рассматривалась возможность оставить и действующую ставку. Поскольку решения по доходам менялись каждый час, ЕСВ рассматривался как палочка-выручалочка по доходам. Озвучивалась его возможная ставка в 25%, – говорит собеседник «Экономической правды» в правительстве. В этом вопросе принципиальную позиции заняла «Самопомощь» – партия настаивала на том, чтобы не допустить увеличения ставки.
Не обошлось без неожиданностей. Буквально в канун голосования «дырку» в бюджете в несколько миллиардов гривен образовало решение не повышать ставки на сигареты и неготовность депутатов голосовать за легализацию игорного бизнеса по предложенному Минфином варианту.
Голосование за бюджет и поправки в НК, показали, что парламентская коалиция существует исключительно на бумаге. Если поправки в Налоговый Кодекс принципиально не поддержали «Батьківщина» и Радикальная Партия, то за бюджет уже отказалась голосовать «Самопоміч» и та же «Батьківщина».
Лидер фракции «Батькивщина» Юлия Тимошенко в канун голосования вовсю критиковала предложенный правительством бюджет, ссылаясь на то, что он рассчитан на ложных макроэкономических показателях.
«Самопомощь» бюджет тоже не поддержала. Нардеп Алена Бабак заявилв, что в проекте есть ряд дискриминационных норм, поэтому с рассмотрением бюджета следует повременить до вторника.
Чтобы набрать важные голоса, президентской и премьерской команде пришлось прибегнуть к помощи депутатских групп «Воля народу» и «Відродження». Необходимые голоса ситуативные партнеры обменяли на бизнес-хотелки.
Пример — решение создать два реестра на возмещение НДС. Первый – для предпринимателей, которые соответствуют критериям на автоматическое возмещение НДС. «При этом мы из этих критериев мы убираем норму, которая позволяет претендовать на возмещение предприятиям не экспортерам, но с инвестициями свыше 3 млн грн в необоротные активы», — объяснила Нина Южанина.
Второй реестр – для всех остальных предприятий. Предполагается, что такая система заработает с 1 февраля 2016 года.
Идея с двумя реестрами моментально обрела репутацию «лоббистской». «По сути договорились о возмещении НДС в первую очередь крупным компаниям» — уточнил собеседник ЭП из правительства.
В кулуарах поползли слухи, что идея с двумя реестрами появилась с подачи главы сопредседателя депутатской группы «Возрождение» Виталия Хомутынника.
Также «Воля народа» настаивала на пересмотре спецрежима НДС, и похоже, добилась своего.
Как комитеты «отматывали» реформу
Основная зачистка реформаторских новелл произошла на этапе рассмотрения «бюджетного пакета» в комитетах.
Так, ставки акцизов для Минфина до последнего не подлежали обсуждению. В среду во время заседания комитета по вопросам налоговой и таможенной политики депутаты поколебали неприкосновенность заложенной министерством акцизной политики.
«Я предлагаю увеличить акциз с 1 марта на 30%, а по итогам перевого полугодия, еще на 20%. В совокупности мы увеличим на 50%», – озвучил компромисный вариант во время заседания глава ассоциации «Укрводка» Владимир Остапюк. Обсуждалась также идея повысить ставки с января на 80%.
В итоге ставки акцизов на спирт на 50%, на пиво – на 100%, на вина, кроме вин натуральных и виноградных – на 100%. Ставка акциза на слабоалкогольные напитки составит 211,59 грн за литр спирта.
«Что получили сейчас? С 1 марта бутылка водки будет стоить 75 грн. Объемы производства уменьшатся на 30%. Рост теневого сектора -минимум до 50%. Почему? Потому что доля акциза в цене бутылки 0,5 л. водки составит 21 грн. Плюс НДС и 5% сбора с розничных продаж. Налоговая составляющая – не меньше 30 грн в цене бутылки», – подсчитал в комментарии ЭП Остапюк.
По его словам, повышение акцизов исчерпало себя как способ пополнения бюджета. В 2008-2013г.г. оно давало 23% фискальной отдачи, в 2014 – 11%. В этом году, по прогнозам эксперта, она будет отрицательной.
«Теперь, утвердив изменения в НК, правительство до 1 марта должно принять постановление о новой минимальной розничной цене на алкоголь», – подытожил глава профильной ассоциации.
Будущее акцизов на табачные изделия свелось к перетягиванию канатов между производителями дорогих и дешевых сигарет.
Позицию табачников на заседании комитета озвучил директор отдела корпоративных вопросов табачной компании «JTI Украина» Александр Когут.
«За полгода дискуссионных платформ мы не пришли с Минфином к соглашению по ставкам. С комитетом обсуждали по специфике сначала 20%, потом сошлись на 30%. Почему нельзя повышать адвалорную ставку? Адвалор – это процент от цены пачки и поскольку в Украине за последний год из-за ценовой войны в этом году цены на сигареты снизились на 3-5 грн государство, по нашим подсчетам, теряло порядка 400-500 млн в квартал», – сказал он.
Предложение Минфина – повысить на 40% специфические ставки, на 3% адвалорные. Во время заседания депутаты сначала поддержали вариант Минфина, а ближе к ночи выяснилось, что Минфин балансирует в бюджете отказ от повышения адвалора.
По оценкам участников рынка – это дыра ориентировочно в 1,5 млрд грн. На сигареты вводится минимальная розничная цена, которую будет определять МЭРТ, а утверждать Кабмин.
Депутаты согласовали индексацию ренты на радиочастоточный ресурс на уровне 13,35% вместо 26,7%, как предлагалось Минфином.
Комитет по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения тоже в стороне не остался.
Депутаты отбросили назад социальные инициативы Минфина. В том числе, оставили действующую норму относительно показателя средней зарплаты, который учитывается при определениии пенсий.
Комитет сохранил выплату в полном размере пенсий работающим пенсионерам-военным, а также рекомендовал оставить совместное финансирование (госбюджет и местные) библиотек, сохранить средний заработок для мобилизированных сотрудников.
Свои точки над «i» расставил комитет по вопросам бюджета. Заседаний было сразу два. Первое – в среду.
Как и коллеги из комитетов Нины Южаниной и Людмилы Денисовой, депутаты из бюджетного подготовили свои нормы, без которых поправки в Бюджетный Кодекс не могут быть приняты.
Принципиальные позиции комитета: не изымать часть единого налога в государственный и областные бюджеты, не допустить вмешательства правительства к распоряжению субвенцией на образование, отказаться от перераспределения полномочий по расходам на здравоохранение.
Еще один must have для Кабмина по мнению депутатов – продлить финансовое обеспечение ВУЗов І и II уровня аккредитации из госбюджета.
Во вторник утром во время совещания под кураторством спикера Владимира Гройсмана все эти требования были согласованы.
«Единственное, с чем мы не можем согласиться, это финансирование ВУЗов. 100% ПТУ перейдут на финансирование областных бюджетов, ВУЗы І и II уровня аккредитации будут содержаться за счет субвенции из госбюджета», – озвучил компромиссную позицию первый замминистра финансов Игорь Уманский.
Изначально Минфин планировал обязать муниципалитеты финансировать ряд льгот.
Нашлось весьма оригинальное решение этого вопроса. Дабы местные органы не возмущались на предмет дополнительной нагрузки в законопроекте №3628 предложено было зашить поправку об отмене некоторых видов льгот, в том числе на оплату проезда льготникам.
Помимо прочего, обсуждалась возможность включения всех областей в эксперимент, согласно которому 50% собранных сверх плана таможенных поступлений остаются на местах и направляются на ремонт дорог. Сейчас он проходит в Одесской, Волынской, Львовской и Черновицкой областях .
«Эксперимент не может быть на все области! Это разбалансирует бюджет. И подобный подход, по сути предполагает создание того же дорожного спецфонда, против которого выступает министерство», – запротестовал Уманский.
Сошлись на том, чтобы вернуться к рассмотрению вопроса о расширении эксперимента на другие регионы с 1 июля.
Еще одна идея, которую обсудили и оставили на потом – ращепление между бюджетами городов и районов (70%) и спецфондом областных бюджетов (30%) пятипроцентного сбора с розничных продаж топлива. Пока нет понимания, как это сделать.
Второй раз комитет собрался в четверг почти в полночь. Рассматривали проект бюджета.
С учетом решений, которые проголосовал парламент по бюджетному пакету, по словам Игоря Уманского, в проекте бюджета произошли следующие изменения в доходной части.
«Из-за изменений акцизов на алкоголь мы потеряли порядка 3,1 млрд грн. В свою очередь выравнивание ставки акциза как на бензины так и на дизель оценивается в дополнительные 3,25 млрд грн, которые пошли на увеличение расходов Укравтодора», – озвучил Уманский.
Изменения в расходной части связаны с выделением субвенции в размере 1,9 млрд грн на социально-экономическое развитие регионов, 3 млрд грн предусмотрено на фонд регионального развития и 1 млрд грн – на поддержку объединенных общин. Расходы на оборону увеличились на 10 млрд грн.
На комитете депутаты поддержали решение о выделении Киеву субвенции на исполнение обязательств за привлеченными заимствованиями в размере 1,9 млрд грн.
В Минфине утверждают что бюджет сбалансирован. В кулуарах, депутаты говорят, что нет и отмечают, что многие цифры по доходам «дутые».
Традиционный пересмотр параметров сметы ожидается по итогам первого квартала.
Галина Калачова