Причины тому большей частью находятся за границами украинской державы. Ведь наш рынок ценных бумаг живет не только по финансовым законам, но подчиняется еще и стадному инстинкту, следуя российским и американским тенденциям.
Фондовые горки
Сначала – немножко теории. Индекс ПФТС – это индикатор изменения цен на акции предприятий, который рассчитывается по результатам торгов на крупнейшей бирже Украины «Первой фондовой торговой системе». В России подобную функцию выполняют индекс РТС (фондовой биржи Российской Торговой Системы) и индекс ММВБ (Московской межбанковской валютной биржи). Само по себе абсолютное значение индекса не имеет значения. Гораздо важнее следить за изменением индекса с течением времени, что позволяет оценить динамику рынка в целом.
Считается, что украинский рынок повторяет динамику рынка американского. Но на сегодня ситуация сложилась так, что украинский рынок следует за падениями и россиян, и американцев. И хотя российский и американский рынок большую часть времени находятся в противофазе (наипростейший пример: из-за подорожания нефти рынок России растет, а Америки – падать), украинские фондовый рынок теперь «катается» не только на американских горках, но и на российских.
За последний год украинский рынок бьет все рекорды. Только, к сожалению, рекорды эти отрицательные, рынок все чаще оказывается на грани исторического минимума. Предрасположенность к падению была заложена в прошлом году из-за переоценки украинских акций. В 2007 году больше украинских переоценили только китайские акции. Но теперь специалисты вынуждены искать и другие причины, чтобы объяснить обвал рынка на 55 процентов. Этот показатель вывел Украине на первое место в мире, правда, лидерство это незавидное: украинский рынок — худший по итогам 8 месяцев 2008 года.
Российский след
В августе все смешалось в доме Медведева. Обвал российского рынка за это время случился трижды. Сначала из-за сомнений Владимира Путина в законности ценовой политики «Мечела». Потом индексы РТС и ММВБ пошли на дно «благодаря» военным действиям в Южной Осетии. В связи с этим иностранные инвесторы бросились массово выводить капитал с российского рынка. За неделю после начала боевых действий иностранцы вывели из России около 8 миллиардов долларов. А 26 августа, в день признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, политическое решение затронуло самые ликвидные российские акции: признание «непризнанных» республик только усиливает противостояния с Западом. Деньги, как известно, любят тишину.
За падением рынка российского последовал обвал и у нас. Военные действия на Кавказе обострили противоречия между Украиной и Россией. Но какое дело до политики украинским предприятиям? Оказывается, прямое. Тесная связь украинской и российской экономик (например, в сфере машиностроения) требует осторожных отношений между странами. Особенно сильно августовские размолвки с Россией сказались на позициях ОАО «Мотор Сич», которая поставляет продукцию для оборонного комплекса РФ. Из-за падения российского спроса акции «Мотор Сич» за день подешевели на 25 процентов, а Мариупольского металлургического комбината имени Ильича – на 20 процентов.
По мнению Андрея Рябушенко, аналитика инвестиционного банка Phoenix Capital, на падении сказывается и переход мирового кризиса из финансового сектора в реальный сектор (материальное производство и сфера услуг) экономики. Это теперь ощутили на себе и промышленные производители, что привело к уменьшению объемов производства, а, следовательно, и падению спроса на украинскую продукцию. Например, ММК имени Ильича заявил о возможной остановке производства, другие металлургические предприятия имеют проблемы с заказами. Внутренний рынок пострадал из-за недальновидной политики правительства и НБУ по обузданию инфляции. Так, правительство весной оставило украинские предприятия почти без денежных средств, что и сказалось на их развитии.
Наиболее странным является тот факт, что именно российский рынок в последнюю неделю «тянул вниз» индекс ПФТС. Странность эта заключается в том, что российский рынок падает вслед за нефтью, но ведь Украина наоборот должна выигрывать от снижения цен на энергоресурс. В свете последних событий логично было бы предположить, что пусть немного, но все же ощутимое влияние оказали новости о развале коалиции. Но эта причина скорее психологическая, в день развала коалиции рынок не отреагировал из ряда вон выходящими обвалами.
Нельзя пропустить еще одно объяснение сложившейся ситуации. Не является ли обвал рынка и столь широкое освещение этого события спекулятивным? Ведь скупить акции ведущих украинских предприятий по низкой цене хотелось бы многим…
До дна еще далеко
На сентябрь традиционно возлагались большие надежды. С началом нового бизнес-сезона торги на биржах обычно активизируются, именно первый месяц осени позволял скорректировать прогнозы до конца года, чаще всего – в лучшую сторону. Но не в 2008-м. Финансовые аналитики ничего хорошего до конца года не ждут. По итогам 2008 года индекс ПФТС может упасть на 30-50 процентов. Назвать точное значение «дна» фондового рынка, по достижению которого рынок начнет рост, достаточно тяжело. Прогноз экспертов меняются постоянно в сторону уменьшения. По оптимистичному сценарию падение рынка за год составит 30 процентов, показатель индекса ПФТС остановится в пределах 780-800 пунктов. По пессимистичному – индекс может задержаться на отметке в 550 пунктов.
В целом, можно ожидать некоторого восстановления индекса ПФТС после того, как «схлынут эмоции и уйдет паника». Однако к концу сентября – началу октября новые исторические минимумы очень вероятны. Причины тому – новости о рецессии в ЕС. Как раз в это время появятся отчеты за третий квартал 2008 года, которые гарантированно повлияют на фондовый рынок. Но если предприятия и дальше будут анонсировать лишь то, что они вынуждены остановиться или уменьшить мощность производства, то ничего хорошего ждать не приходится.
После резонансного заявления Владимира Бойко, руководителя ММК им. Ильича, о возможной остановке предприятия премьер-министр Украины Юлия Тимошенко попыталась исправить ситуацию в металлургии, поддержав предложения по нормализации ситуации. Среди них — снижение железнодорожных тарифов на грузовые перевозки, уменьшение цен на коксующийся уголь и железорудное сырье, а также снижении или временной отмене 12%-й целевой надбавки к тарифу на природный газ. Но предприятиям нужны еще и рынки сбыта, а заставить тех же россиян покупать украинскую продукцию в тех же объемах, что и раньше, не может никто.
Как бы мы не стремились уменьшить влияние политической ситуации на экономику, но полностью избежать этого не удастся, наверное, никогда. Смена геополитической ситуации после пятидневного российско-грузинского противостояния и его последствий повышает инвестиционные риски. Ни один трезво мыслящий нерезидент не согласится вложить большое количество денег в рынок, который находится в режиме конфронтации. К сожалению, Украина в это году снова не реализовывает полностью свой инвестиционный капитал. Одни проекты к Евро-2012 могли бы принести значительную пользу и не позволить ситуации сложиться столь удручающе.
В целом к концу 2008 года ожидать радушных новостей не приходится. Нужно выстраивать ровные отношения с Россией в интересах наших же предприятий, что повлечет за собой и стабилизацию рынка. Нужно наконец-то разобраться с политической ситуацией в стране, ведь то, что у нас происходит в связи с развалом демократической коалиции, проявлениями демократии называет лишь президент Ющенко. Тогда и фондовый рынок начнет расти, а индекс ПФТС обновит показатель исторического максимума.